ПО УБЕЖДЕНИЮ членов Евросоюза борьба против терроризма становится одним из непременных условий обеспечения дальнейших интеграционных процессов сообщества. На недавней неформальной встрече в Генте главы государств и правительств этих стран одобрили в этой связи целый пакет из 79 различных мер. Их цель - придать антитеррористической деятельности стран ЕС более профилактический, скоординированный и действенный характер.
Программа была предварительно согласована на совещаниях министров финансов, юстиции и транспорта стран Евросоюза. Предусматривается, в частности, введение единого европейского ордера на арест лиц, подозреваемых в террористической деятельности, налаживание более тесного сотрудничества между Европолом, Евроюстом (предшественником будущей европрокуратуры), спецслужбами и полицейскими органами 15 стран ЕС.
Ряд шагов содействует возведению дополнительных преград отмыванию денег, а также их трансферу в террористических целях. В подозрительных случаях об этом отныне будут обязаны уведомлять кого следует уже не только банки, но и маклеры, адвокаты, владельцы казино и т.д. Более строгие и тщательные меры контроля и безопасности вводятся на пассажирских авиалиниях. Все это предпринимается параллельно с национальными мерами антитеррористической безопасности.
Великобритания. Министерство внутренних дел, возглавляемое Дэвидом Бланкеттом, рассматривает возможность введения личных паспортов граждан ("Identity card"), которые были отменены в стране в 1952 году. Дополняется список международных террористических организаций, деятельность которых запрещена в соответствии с принятым в 2000 году правительственным распоряжением "Prevention of Terrorism Act". Вводятся и другие меры усиленного контроля. В отношении лиц, не имеющих британского гражданства и подозреваемых в причастности к терроризму, упрощается процедура задержания, ареста и более длительных допросов. Больницам указано на необходимость быть готовыми к чрезвычайным ситуациям в случае химических и бактериологических ударов. В этой связи уточняется план контрдействий, разработанный после зариновой атаки в токийском метро в 1995 году под кодовым названием "Exercise Misty Scene". Проект закона о заговорщических группах предусматривает судебную ответственность за любое содействие террористам. Коммуникационные фирмы будут обязаны вести учет отправителей и получателей телефонных и электронных сообщений.
Франция. Помимо представленного парламенту некоторое время назад законопроекта "о повседневной безопасности" правительство сформулировало дополнительные "крайне необходимые меры борьбы против терроризма". Важнейшие среди них - расширение прав полиции и жандармерии на обыск автомашин в поисках оружия и наркотиков. До сих пор это могли делать только представители уголовного сыска и лишь при наличии обоснованных подозрений. Предусматривается также допущение срочных полицейских домашних обысков в дневное и ночное время. В местах скопления публики на вокзалах, аэропортах, спортивных аренах, в крупных магазинах усилены меры досмотра лиц, багажа и предметов частными службами безопасности, официально уполномоченными на это властями. Разрабатываются меры контроля современных коммуникационных средств, включая предотвращение использования интернета для передачи закодированных сообщений.
Испания. В стране, вот уже более 30 лет испытывающей террористические удары баскских националистов ЭТА, правительство разрабатывает реформу службы безопасности, которая будет именоваться "Национальным центром информации". Его сотрудники получат право в срочных случаях предпринимать домашние обыски, вскрывать почтовые отправления, прослушивать телефоны и контролировать электронную почту без предварительного судебного ордера. Не секрет, что испанские спецслужбы и без того ведут свою деятельность в "широком диапазоне", предпринимая "пробные" подслушивания частных телефонов.
Италия. Правительство увеличило бюджетное финансирование мер безопасности почти на 1,5 млрд. долларов. Срочным декретом кабинета заморожены банковские счета подозреваемых лиц. Многие политики и объекты взяты под усиленную охрану. В кругах римских спецслужб исходят из того, что Италия, являясь одним из центров европейской культуры и западной цивилизации, а также Римско-Католической Церкви с резиденцией Папы в Ватикане, заведомо представляет собой цель "священной войны" исламского экстремизма. После 11 сентября в стране резко усилена охрана портов, автострад, электростанций, систем водоснабжения. Меры безопасности усилены также в Ватикане.
Германия. По первому антитеррористическому "пакету" федеральное правительство увеличило два налога, что обеспечило использование дополнительных 3 млрд. марок на финансирование мер безопасности. Сейчас готовится второй "пакет". Этот проект "закона о борьбе против международного терроризма", разработанный Министерством внутренних дел, насчитывает 110 страниц. Он предусматривает также внесение изменений в восемь других законов и три постановления, касающихся предоставления иностранцам прав на пребывание в стране. Основной посыл проекта состоит в том, что государство обязано не только заранее распознавать угрозу внутренней безопасности, но и делать все для того, чтобы не допустить ее или в крайнем случае максимально ограничить содержащийся в ней риск.
Одним из наиболее "щепетильных" намерений власти является введение в германских паспортах отпечатков пальцев и других "биометрических данных". "Меры по установлению личности" намечаются также при предоставлении въездных виз иностранцам, включая те же отпечатки пальцев. Федеральная пограничная служба расширит контроль подозрительных лиц в приграничной полосе, расширенной с 30 до 50 километров. Ведомство по охране Конституции (контрразведка) сможет требовать от всех финансовых институтов данных о подозрительных денежных переводах. Кроме того, она же планирует получить доступ к данным о вызывающих вопросы связях, осуществляемых по линии телекоммуникаций, почты, авиакомпаний.
Предлагаемый министром внутренних дел Отто Шили законопроект сработан с немецкой основательностью, ставит своей целью закрыть все лазейки терроризму. Но одновременно он вызывает немало споров в политических и общественных кругах, усматривающих в ряде его положений ущемление гражданских прав.