Шокирующим явилось заявление координатора антитеррористической политики госдепартамента Фрэнсиса Тейлора о том, что США не исключают возможности применения военной силы в Западном полушарии. И хотя новоиспеченный координатор вскоре отказался от собственных слов, вынужденное опровержение не убедило латиноамериканцев в отсутствии намерения Белого дома воспользоваться ситуацией для силового решения внутренних конфликтов в странах к югу от США, прежде всего в Колумбии.
Свыше 40 лет в Колумбии идет вооруженная борьба, и только в последнее время возникли реальные шансы для примирения. Президент Андрес Пастрана начал конструктивный диалог с основной повстанческой группировкой - Революционными вооруженными силами Колумбии (РВСК). Для обеспечения переговорного процесса на юге страны создана демилитаризованная зона площадью в 42 тыс. кв. км.
Переговорный процесс пытаются подорвать как левые, так и правые экстремисты. Первые в основном примыкают к Армии национального освобождения (АНО), вторые - Объединенные силы самообороны - выпестованы земельной олигархией. Каждая из сторон раскручивает спираль насилия. Правые бандформирования готовили убийство президента Колумбии, левые организовали похищение и убийство министра культуры - жены генпрокурора республики. С начала года убиты 1600 мирных жителей. Каждый теракт создает новые завалы на пути к миру.
После 11 сентября Вашингтон стал еще туже затягивать колумбийский узел. Уже в последний период правления Билла Клинтона возникла угроза "гуманитарной интервенции". В многоцелевом плане "Колумбия" - от проведения аграрной реформы до прекращения герильи - приверженцы силового варианта усмотрели возможность одним махом разрубить узел. Этот искус становится все более явным.
Весь переговорный процесс основан на том, что власти Колумбии официально признали повстанческое движение "вооруженной оппозицией". Между тем госдепартамент США включил вооруженные группировки в список террористических организаций. По авторитетному мнению президента Бразилии Фернанду Кардозу, конфликт в Колумбии носит не международный, а внутренний характер и неправомерно считать РВСК и АНО террористическими группировками.
Переговорному процессу в Колумбии нет альтернативы, и его срыв неизбежно поставит страну на грань крупномасштабной гражданской войны. К тому же наиболее грозная опасность, и не только для Колумбии, - наркотерроризм. Достаточно вспомнить "подвиги" главаря Медельинского картеля Пабло Эскобара, организацию им взрывов торгового центра и штаба службы безопасности в Боготе, катастрофы пассажирского самолета, убийства кандидата в президенты, сотрудников правоохранительных органов.
Налицо и стремление Вашингтона использовать в интересах Pax Americana исчерпавшие ресурс с концом холодной войны механизмы. Недавняя сессия ОАГ приняла решение оказывать поддержку США в борьбе с терроризмом на основе межамериканского договора о взаимной помощи ("Договор Рио-де-Жанейро"). Этот былой инструмент Пентагона расценивает нападение на одно из государств ОАГ страной, расположенной за пределами Западного полушария, как агрессию против всех членов региональной организации. Но одновременно сессия ОАГ безоговорочно высказалась за главенство международного права при осуществлении любых военных акций.
Решительно осудив теракты против США и практику международного терроризма в целом, латиноамериканские страны продолжают рассматривать национальный суверенитет как абсолютную ценность. Похоже, что в Вашингтоне на этот счет существует другая точка зрения.