"БЕЗ ПЯТИ двенадцать", когда чешское правительство уже официально собиралось подвести итоги тендера на закупку для своей армии новых сверхзвуковых истребителей, в дело вмешался Вашингтон. Представители американской администрации вот уже несколько дней оказывают усиленное давление на власти Чехии, стремясь вынудить их согласиться на приобретение 24 экземпляров F-16, пылящихся свыше десятка лет на складах в Неваде. Когда-то эти самолеты были изготовлены специально для поставки в Пакистан. Но потом Вашингтон ввел санкции против этой страны за ее непослушание в ядерном вопросе, и сделка сорвалась. Теперь кто-то в Пентагоне вспомнил о "лишних" истребителях, и дипломаты США обратились к Праге, педалируя на необходимости проявить солидарность с заокеанским старшим братом и приобрести у него данную авиатехнику.
В Чехии уже с середины 1990-х годов идут дебаты о замене давно устаревших советских МиГ-21 на более современные, а главное, адаптированные к условиям использования в структурах НАТО сверхзвуковые истребители. Главным препятствием на пути к осуществлению этого замысла было отсутствие необходимых средств: для закупки трех эскадрилий, т.е. 36 самолетов, требуется около 100 млрд. здешних крон или, в пересчете, около 3 млрд. нездешних долларов. Сумма по чешским понятиям - колоссальная. Но амбиции чешских политиков, судя по всему, еще колоссальнее. Нынешний социал-демократический кабинет в отличие от прежних, правоцентристских, все-таки решился к подобной сделке приступить и объявил о ней во всеуслышание.
На объявление откликнулись пять западных фирм: шведско-британский альянс "СААБ" - "BAE Systems" с истребителем "Gripen", американские "Boeing/McDonnell Douglas" с F/A-18 "Hornet" и "Lockheed Martin" с F-16, французская "Dessault Aviation" с "Mirage 2000-5" и наднациональная "EADS" с самолетом "Eurofighter". Попыталось было откликнуться и "Росвооружение", но ему в Праге наперед сказали: так, мол, и так, ваши МиГ-29 - машины хорошие, но в эксплуатации чрезвычайно дорогие, да и с инфраструктурами НАТО никак не стыкуются. Так что, уж извольте не беспокоиться, москвичи уважаемые...
У остальных претендентов на охрану чешского неба дела тоже шли по-разному. В общей сложности, социал-демократы морочили им головы около двух лет. Первыми не выдержали и вышли в начале этого года из игры американцы. Их не устроили два требования Праги: предоставить документацию исключительно на чешском языке, а все расчеты вести только в чешских кронах. Такого неуважения к английскому языку и своим зеленым банкнотам американцы еще нигде, по их утверждению, не встречали и посему предпочли с Чехией распрощаться, видимо, не надеясь, что подобная закупка вообще состоится.
В последующие месяцы из администрации США, Пентагона и брюссельской штаб-квартиры НАТО раздавался лишь один стереотипный совет Праге: "Новые истребители вам вообще не нужны, а в случае необходимости авиация соседних стран - членов альянса - вас прикроет. Если же у вас в бюджете завелись для нужд армии лишние средства - потратьте их на улучшение подготовки личного состава".
В Чехии эти наставления выслушивали, да не слишком им внемлили. И вели переговоры с единственным оставшимся претендентом на победу в тендере - фирмой "BAE Systems". Шведы и британцы предложили чехам приобрести 24 самолета за неполные 1,5 млрд. долл. или 36 самолетов за 2 млрд. долл. плюс принести в республику извне инвестиции в 150-процентном размере от стоимости контракта. Попутно сейчас идут переговоры о возможном производстве одной из модификаций самолетов "BAE Systems" на пражском авиазаводе "Aero-Vodochody". Шведы с британцами обещают также оказать поддержку с продвижением на мировые рынки подзвуковых штурмовиков L-159, которые два года назад начало выпускать это предприятие.
В свое время, около трех лет назад, когда треть акций пражского авиазавода купил "Boеing", чешские власти возлагали на эту американскую фирму большие надежды, поскольку заручились ее обещаниями о помощи в сбыте L-159 во всех частях света. Увы, американцы больших стараний в этом вопросе не проявили, и новый чешский истребитель, кроме как для нужд собственной армии, никуда не пошел. Для того чтобы его производство окупилось, необходимо выпустить по крайней мере 150 экземпляров. Чешские ВВС поначалу дали заявку на 72 авиамашины, но затем выяснилось, что половина от этого количества им вряд ли потребуется. В результате ситуация на заводе "Aero-Vodochody" развивается сейчас в сторону его банкротства. Последняя надежда оставалась на сотрудничество с "BAE Systems". И тут вдруг вмешиваются американцы со своими F-16, которые - по причине своей старости - нуждаются в существенном дополнении новейшими приборами, что делает сделку в целом весьма невыгодной для чешской стороны.
Председатель чешского правительства Милош Земан не исключил вчера возобновления сотрудничества с США в рамках тендера на сверхзвуковые истребители. Но при этом он не преминул с усмешкой добавить, что не хотел бы пускаться в дебаты о том, насколько это логично с американской стороны - сначала говорить, что истребители Чехии, дескать, не нужны, а потом вдруг спохватиться и заявить, что республика в них нуждается, но при условии, что самолеты "будут поставлены именно ими" (т.е. американцами. - С.Ф.).
Итоги тендера чешское правительство намеревалось подвести на следующей неделе, но внезапный нажим США спутал все, уже было разложенные в красивом пасьянсе, карты. Теперь Милошу Земану и его коллегам придется рассматривать вопрос о закупке истребителей не только с точки зрения военной и экономической целесообразности, но и под углом солидарности с союзником номер один.