НЕСМОТРЯ на поглощенность политическими и военными делами по части антитерроризма, не проходит дня, чтобы по обеим сторонам Атлантики не источали приятные комплименты в адрес политики России. Советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс, британский премьер Тони Блэр, германский канцлер Герхард Шредер, генсек НАТО Джордж Робертсон - вот далеко не полный перечень государственных деятелей, громко и высоко оценивших позицию Москвы в борьбе против терроризма, ее готовность посильно помочь в этом пострадавшей Америке и т.д. Госсекретарь США Колин Пауэлл (см. "НГ" 05.10.2001) констатировал "огромное улучшение" американо-российских отношений после 11 сентября. Руководителю американской дипломатии, как и г-же Райс, уже ничто не кажется невероятным, включая российское присоединение к Североатлантическому союзу. В его штаб-квартире для дальнейшего прогресса взаимодействия предлагают новые надстройки в дополнение к Совету Россия-НАТО. Все это выдается за свежую политическую мысль, новую перспективу для России и Европы, новую концепцию взаимного доверия.
Но вот странное дело: если не считать демонстративного дружелюбия, умножения контактов и добрых намерений (которыми, как известно из опыта, далеко не всегда вымощена дорога в рай), реально в сфере отношений Россия-НАТО пока мало что меняется. Незаметно, чтобы в политических центрах блока перестали закрывать глаза на озабоченности России некоторыми сторонами его политики. Не похоже, чтобы в нынешней обстановке "кардинальных перемен исторического масштаба", как выразился г-н Пауэлл, державы альянса хоть в чем-то задумались насчет того, не нуждаются ли его старые планы в пересмотре или корректировке.
Наоборот, их, видимо, полны решимости продвигать дальше. Особенно планы расширения Североатлантического союза на восток, в том числе помимо калининградского анклава поближе и к другим границам России. Все тот же глава американской дипломатии, похваливая Москву, выразил надежду, что "новый дух" отношений с ней "окрылит и дискуссию о расширении НАТО", чтобы никто не ощущал для себя в этом угрозы. Иными словами, что бы ни менялось в Европе и мире, Вашингтон по-прежнему целит на реализацию своих намерений, не очень-то считаясь с Россией.
Как сообщает корреспондент "НГ" Юрий Боголепов из Оттавы, повестка дня проходившей там четырехдневной Парламентской ассамблеи НАТО была, разумеется, скорректирована в связи с событиями последних недель. Участники заседания приняли резолюцию солидарности с США, обещая им "политическую, дипломатическую, а если потребуется, то и военную поддержку" в борьбе против терроризма. Но господа депутаты обсуждали и документ о дальнейшем расширении НАТО, в котором в принципе рекомендуется принять в него Албанию, Болгарию, Эстонию, Латвию, Литву, Македонию, Румынию, Словакию и Словению. Так что и парламенты стран альянса относят это дело к числу актуальных.
Однако самое поразительное - это сбор глав государств и правительств перечисленных стран, состоявшийся в Софии 5 октября. На эту встречу кандидатов в качестве десятого участника была приглашена и Хорватия, не подававшая пока заявки на членство в НАТО. Формально это мероприятие было организовано для выражения поддержки Соединенным Штатам. Но одновременно его участники объявили себя де-факто членами союза, поскольку, как говорится в принятом верноподданническом заявлении, для государств-кандидатов настал момент показать, что они рассматривают альянс и как обязательство европейцев заботиться о безопасности США. Нападение на Америку, подчеркивается в заявлении, "мы рассматриваем как нападение на всех нас".
Есть основания предполагать, что этот демонстративный сбор в Софии был инициирован политиками брюссельской штаб-квартиры НАТО. Произошел он чуть ли не днем позже после обстоятельной беседы в бельгийской столице Джорджа Робертсона с российским президентом. Неизвестно, поведал ли ему генсек о своей предстоящей поездке на софийскую встречу и с какой целью. Но там, в Софии, он заверял расширенный круг кандидатов, что теракты против США и новая обстановка никоим образом не приостанавливают процесс расширения НАТО или закрывают дверь в этот блок. Со своей стороны, главы соответствующей десятки всячески ратовали за скорейшее продвижение союза на восток, используя актуальный аргумент о том, что это способствовало бы защите мира от терроризма. Как говорится, не мытьем, так катаньем.
Впрочем, будь то вопрос о расширении альянса или участии в нем России, на политическом пространстве Россия-НАТО все это напоминает игру в кошки-мышки. Верхи НАТО, не отказываясь от своих старых планов, явно пробуют смягчить комплиментами и намеками на возможное совместное союзническое будущее оппозицию Москвы продвижению блока на восток, да еще с "захватом" ряда бывших советских республик. Кремль ведет свою игру и даже выигрывает, вынуждая державы НАТО на неубедительные объяснения, почему они двигают свой военно-политический блок к границам России, если не считают ее противником и мечтают лишь о партнерстве с ней.
Обе стороны прекрасно знают, что никакого НАТО с Россией в реальных условиях не получится и взаимные отношения между ними могут быть только дозированными. Когда однажды Уинстон Черчилль расфилософствовался в 1956 году насчет принятия "новой России" в НАТО, то тогдашний предшественник г-на Робертсона на посту генсека лорд Исмей сухо резюмировал: если такой день настанет, то отпадет и основание для существования альянса. Россия-то с тех пор кардинально изменилась, стала называться новой. Но, как пишет обозреватель газеты "Франкфуртер альгемайне", "существеннее то, что ввиду своей величины, самосознания великой державой и своих специфических интересов она, даже не желая того, своим присутствием лишила бы НАТО идентичности".
Итак, игра продолжается...