В новое тысячелетие человечество вступило с тяжелым грузом старых проблем и так называемых "новых вызовов и угроз". Один из них - терроризм в самых различных формах и проявлениях.
Терроризм - явление весьма многоплановое: в нем переплелись политические, правовые, психологические, философские, исторические, технологические и иные аспекты. Не случайно международному сообществу так и не удалось выработать общеприемлемое юридическое определение терроризма, хотя в общем понятно, о чем идет речь.
Россия готова внести свой вклад
Россия уже давно столкнулась не только с угрозой, но и с активными действиями со стороны международного терроризма, в частности в Чечне, и неоднократно призывала международное сообщество выступить "единым фронтом" в борьбе с террором. Наша позиция остается неизменной: мы готовы внести свой вклад в общие усилия складывающейся сейчас антитеррористической коалиции, несмотря на то что многие участвующие в ней государства еще недавно резко критиковали нас за действия федеральных сил в этой республике. Вместе с тем мы вправе ожидать, что к событиям в Чечне не будут применяться двойные стандарты, что факты инспирирования этих событий из-за рубежа и связи боевиков с международным терроризмом будут учтены государствами в их позициях.
Подчеркну, что для нас абсолютно неприемлемы попытки представить нынешнее противостояние терроризму как борьбу против ислама или "конфликт цивилизаций". Террор не имеет корней в какой-то конкретной религии, национальной или культурной традиции, он обращается к ним исключительно для того, чтобы прикрыть свои преступные цели.
Из беспрецедентных по масштабам актов международного терроризма, имевших место в США 11 сентября, можно сделать, в частности, следующий вывод: террористы организованы и на международном уровне взаимодействуют лучше, чем соответствующие органы государств, призванных им противостоять. Если еще год назад президент России В.В. Путин предупреждал о том, что "террористический интернационал" складывается в пространстве "от Филиппин до Косово", то сейчас действия террористов приобрели уже глобальный размах, охватывая зону от Филиппин до Вашингтона.
Здравомыслящим людям, даже непрофессионалам в правоохранительной деятельности, теперь стало ясно, что положить конец терроризму можно только всем вместе. Выступая на 56-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, министр иностранных дел Российской Федерации И.С. Иванов отметил, что "перед международным сообществом во весь рост встает задача дать адекватный, а главное - солидарный ответ на вызовы времени".
Терроризм использует любое слабое звено в цепи борющихся с ним государств. Особую тревогу вызывают расширяющиеся связи международного терроризма с транснациональной организованной преступностью, наркобизнесом, отмыванием денег, незаконным оборотом ядерных, химических, биологических и иных опасных материалов.
Одна из сторон проблемы заключается в том, что сложившаяся система международной безопасности (в ее военном и политическом измерениях) призвана отвести угрозу нападения одного государства на другое, но не может гарантированно защитить как собственно государство, так и его граждан от действий организованных преступных групп и отдельных лиц. Поэтому приоритетом должна стать задача формирования глобальной системы противодействия новым угрозам и вызовам, которая обеспечивала бы, в частности, неотвратимость наказания организаторов и исполнителей терактов.
В политическом и правовом планах центром координации глобального противостояния терроризму стала Организация Объединенных Наций. Различные аспекты взаимодействия государств в борьбе с ним уже в течение ряда лет регулярно обсуждаются на Генеральной Ассамблее ООН, в ее органах, специализированных учреждениях ООН: в Комиссии ООН по правам человека, на конгрессах ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями.
Мощный импульс этой работе придало инициированное в 1999 г. Россией обсуждение противодействия терроризму, несущему угрозу международному миру и безопасности, на Совете Безопасности ООН. Принятая по его итогам резолюция # 1269 признана в качестве стратегической основы для работы Совета Безопасности на антитеррористическом направлении. Совет четко и своевременно изложил свои принципиальные подходы в этой области в принятой 12 сентября резолюции # 1368. Серьезной вехой на пути искоренения терроризма, несомненно, стала и принятая СБ 28 сентября резолюция # 1373. В этой резолюции впервые учреждается механизм международного контроля со стороны Совета Безопасности с соблюдением всеми государствами решений ООН в области борьбы с терроризмом.
Резолюция # 1373 идет в русле проведения политики абсолютной нетерпимости к террористам и их пособникам на своей территории. В борьбе с терроризмом недопустимы двойные стандарты. Нельзя делить террористов на "хороших" и "плохих". Терроризм - это абсолютное зло. Заинтересованному наблюдателю хорошо известны различные "благотворительные фонды", "информационные центры" и иные структуры, с помощью которых террористический интернационал стремится решать финансовые задачи, вербовать в свои ряды новых сторонников.
Пресечение не на словах, а на деле подобной деятельности - вот критерий, по которому будет проверяться готовность властных структур различных государств предотвратить возможность повторения беспрецедентных актов террора.
Военные действия должны вестись в рамках международного права
Принципиально важно, чтобы военные действия США и Великобритании, других государств против террористов в Афганистане были тщательно выверенными и осуществлялись в рамках международного права в соответствии с целями и принципами Устава ООН.
Огромное значение в нынешних условиях приобретает формирование международно-правовой базы, которая позволяла бы эффективно и оперативно реагировать на акты террора и предупреждать их. 12 универсальных конвенций в данной области, многие из которых приняты под эгидой ООН, являются надежной основой антитеррористического взаимодействия государств. Однако в нашем стремительно меняющемся мире эта основа требует постепенного укрепления. В этой связи мы ожидаем, что Генеральная Ассамблея как можно скорее примет два новых документа, находящихся в настоящее время на ее рассмотрении, - Конвенцию о борьбе с актами ядерного терроризма и всеобъемлющую Конвенцию о борьбе с международным терроризмом. Каждая минута, отделяющая нас от принятия столь нужных документов, используется террористами для усиления своего потенциала.
Россия, со своей стороны, делает все возможное для обеспечения монолитности международно-правового режима борьбы с терроризмом. Ратифицировав в этом году Международную конвенцию о борьбе с бомбовым терроризмом, Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокол по борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, наша страна стала участником абсолютного большинства универсальных антитеррористических конвенций.
На первый план выдвигается задача поддержания в мире атмосферы активного неприятия терроризма. Важно лишить террористов мифического ореола борцов-великомучеников против любых форм угнетения и дискриминации. Целесообразно провести крупномасштабные разъяснительные кампании под эгидой ООН в целях формирования в сознании людей и народов понимания того, что любой террористический акт или угроза его совершения, каковы бы ни были мотивы их действий, несут зло, представляют собой преступление, за которым неизбежно последует уголовное наказание.
Важную роль в мобилизации международного общественного мнения призваны сыграть средства массовой информации. По аналогии с областью защиты прав человека, видимо, могли бы проявить активность и неправительственные организации. Речь в целом идет об усилении роли гражданского общества по созданию атмосферы активного неприятия терроризма. В перспективе, видимо, под эгидой ООН можно было бы созвать форум, который обсудил бы возможный вклад гражданского общества в борьбу с терроризмом.
Международное сообщество должно объединить свои усилия
Столкнувшись в последние годы с широкомасштабным наступлением международного терроризма и экстремизма на своих рубежах, страны Содружества Независимых Государств первыми осознали это зло как общую угрозу, от которой невозможно укрыться в "национальных квартирах", и призвали мировое сообщество объединить усилия в борьбе с ним. К сожалению, развитие событий в полной мере подтвердило обоснованность наших тревог.
Еще в июне 1999 года в Минске был подписан Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом, в июне 2000 года Совет глав государств СНГ утвердил Программу по борьбе с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма на период до 2003 года. Развивается взаимодействие спецслужб, создан и приступил к работе Антитеррористический центр (АТЦ) СНГ. Развернута Региональная оперативная группа АТЦ в Бишкеке для работы на наиболее угрожаемом, центрально-азиатском направлении.
Важнейшим инструментом реализации намеченных планов в борьбе с преступностью и терроризмом является создание советов правоохранительных органов специальных служб государств, входящих в СНГ.
Усилена роль антитеррористической составляющей в рамках Договора о коллективной безопасности от 15 мая 1992 года. Образован Комитет секретарей Совета безопасности, который занимается вопросами координации работы в этой сфере.
В упреждающем темпе работает на антитеррористическом направлении находящаяся в стадии организационного становления Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которую помимо России входят Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. В рамках ШОС разработана и 15 июня 2001 г. подписана Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Ведется работа по созданию Региональной антитеррористической структуры с местонахождением в г. Бишкеке - первого органа ШОС.
Сотрудничество в борьбе с терроризмом развивается и на двусторонней основе. Эта важнейшая составляющая глобальных усилий государств в данной сфере. Здесь наиболее высок уровень доверия между партнерами, соответственно возрастает и практическая отдача от взаимодействия.
Важные мероприятия с целью усиления антитеррористического направления осуществлены и на национальном уровне. Упомяну лишь постановление правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 г., в соответствии с которым была создана и начала свою работу Федеральная антитеррористическая комиссия в составе представителей руководства заинтересованных ведомств.
25 июля 1998 г. в нашей стране принят Федеральный закон "О борьбе с терроризмом", который создает прочную нормативно-правовую базу для активизации деятельности правоохранительных органов России в борьбе с терроризмом как внутри страны, так и на международном уровне.
Борьба с терроризмом должна быть бескомпромиссной, но одни только силовые действия проблему терроризма не снимут. Она должна решаться на основе комплексного подхода. После уничтожения военной инфраструктуры международного терроризма, блокирования каналов его политической, военной, финансовой поддержки нужно сосредоточиться на искоренении его глубинных причин. В этой связи государствам предстоит совместно искать пути решения проблем бедности, преодоления издержек глобализации, урегулирования региональных конфликтов, а также всемерно развивать диалог "Север-Юг".