В ТО ВРЕМЯ как госсекретарь США Колин Пауэлл проводил с пакистанским руководством переговоры о возможностях большей консолидации международной антитеррористической коалиции, по Исламской Республике Пакистан (ИРП) прокатилась новая волна антиамериканских выступлений, накал которых не снижается с начала американских бомбардировок Афганистана. Арест в конце прошлой недели Абдуллы Шах Мазхара, последнего из четверки задержанных властями ведущих "исламских революционеров" Пакистана, лишь подлил масла в огонь. Разжиганию страстей способствовали утверждения местной печати о том, что среди радикальных лидеров только Мазхар имел реальные связи с международной террористической сетью Усамы бен Ладена.
Действия официального Исламабада полны парадоксов. "Пакистан не считает правящих в Афганистане талибов террористами", - с таким заявлением накануне встречи Пауэлла с главой пакистанской администрации Первезом Мушаррафом и министром иностранных дел Абдулом Сатаром выступил пресс-секретарь МИД ИРП Риаз Мохаммед Хан. По его словам, пакистанская сторона считает необходимым наконец добиться от американцев четкого определения конечной цели проводимой ими в Афганистане военной операции.
Конечную цель военных ударов по Афганистану хотят понять не только в Исламабаде. Тем более что западные политики обычно отвечают на этот вопрос риторически, рассуждая главным образом о необходимости пресечь международный терроризм. Когда же дело касается конкретики, их заявления весьма туманны и отрывочны. Британский министр по делам международного развития Клэр Шорт, комментируя наземную операцию вооруженных сил США и Великобритании в Афганистане, ушла от вопроса о реальных перспективах подобного рода действий, подчеркнув только, что "наземная операция не означает, что войска союзников заполонят всю страну".
Эта тема обсуждалась и во время визита короля Иордании Абдаллы II в Анкару. Турция и Иордания выступают за создание широкого коалиционного правительства в Афганистане, которое могло бы прийти на смену правящему ныне режиму движения "Талибан", однако это должно происходить без какого-либо иностранного вмешательства - таков смысл высказываний турецкого президента Ахмета Недждета Сезера, сделанных им по окончании беседы с иорданским монархом. Встреча этих лидеров в очередной раз показала, что они вполне готовы поддерживать Соединенные Штаты в их действиях на Среднем Востоке, если главной мишенью Вашингтона является пусть и мусульманский, но географически достаточно отдаленный Афганистан, а не Республика Ирак, все последние годы игравшая для американцев роль "козла отпущения" в решении их региональных проблем.
Первоначальный неофициальный отказ Белого дома от ударов по Ираку в обмен на лояльность на "афганском направлении" имел особое значение не только для арабской Иордании. Он также вселил надежду в турецких политиков и финансистов. Ведь несмотря на членство Турции в НАТО, Анкара делает немалые деньги на гуманитарной программе "Нефть в обмен на продовольствие", не говоря уже о чисто контрабандных операциях с нефтью и прочей номенклатурой товаров, подпадающих под международное эмбарго на торговлю с Ираком.
Однако ряд выступлений американских политиков, в том числе резко антииракское заявление советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс, сделанное ею позавчера, опять внесли полную неясность в политическую линию Соединенных Штатов по "иракскому вопросу". Особенно запутали ситуацию слухи о причастности Багдада к попыткам атаковать Запад с помощью сибирской язвы, опровергаемые, естественно, правительством Ирака.