МИНИСТРЫ иностранных дел стран - членов Организации Исламская конференция на встрече в Дохе, столице эмирата Катар, так и не смогли выработать единую определенную и недвусмысленную позицию по отношению к военной операции США и Великобритании в Афганистане и воздержались от ее осуждения, выразив лишь тревогу по поводу судьбы мирного населения этой страны.
Еще в понедельник Вашингтон уведомил Совет Безопасности ООН, что оставляет за собой право наказать государства, которые, по его мнению, причастны к распространению терроризма. В числе первых потенциальных жертв значится Ирак. Интересно, что вслед за этим демаршем Соединенных Штатов на юге Ирака исчез очередной американский беспилотный самолет-разведчик.
Действия Вашингтона вызывают все большее напряжение в арабском мире. Когда сразу после терактов 11 сентября король Иордании Абдалла II вылетел в США и провел переговоры с президентом Бушем, арабские политики поначалу вздохнули с облегчением. Ведь Абдалла сразу же оповестил их о заявлении Джорджа Буша: по арабским странам военные удары наноситься не будут. В первую очередь имелся в виду, конечно же, Ирак. Однако после отлета короля на родину Белый дом выступил с разъяснением, в котором говорилось, что глава Иордании неправильно понял слова президента США и никаких конкретных обещаний ему не давалось.
Реакция арабского мира не заставила себя долго ждать. Глава Лиги арабских государств (ЛАГ) Амр Муса заявил, что в случае нападения на Ирак Соединенным Штатам не стоит рассчитывать на участие стран-членов этого общеарабского межгосударственного объединения в антитеррористической коалиции. Его поддержали министры иностранных дел государств, входящих еще в одну важнейшую региональную структуру - Совет сотрудничества государств Персидского залива (ССГПЗ), срочно собравшиеся на экстренное совещание. Характерно единодушие, выраженное абсолютно всеми участниками встречи. В Вашингтоне эти сигналы были услышаны, о чем свидетельствуют неоднократные комплиментарные заявления президента Буша по адресу исламского мира.
Однако поведение Багдада все сильнее раздражает администрацию Белого дома. Старый враг американцев Саддам Хусейн в эти дни рекрутирует все новые пехотные дивизии, готовые по первому приказу отразить наземные атаки на Ирак. Тем более понятно желание американцев использовать возможность и "скачать мышцы" непокорному правителю. В то же время они не прекращают поиск альтернативы действующему режиму. Вполне возможно, что Вашингтон в ближайшее время более плотно возьмется за укрепление антииракской оппозиции, на функционирование которой конгресс США ранее выделил 98 млн. долл., причем три четверти этой суммы еще не освоено.
Нынешняя тактика США, безусловно, преследует далеко идущие планы. Ни для кого не секрет, что такие страны, как Ирак, Иран, Ливия и Сирия, ставшие сегодня потенциальными мишенями Вашингтона, считаются дружественными Москве. При этом они занимают ключевые положения в геополитическом пространстве. Их ослабление влечет за собой потерю стратегических опорных точек Кремля.
Есть и другой момент, который нельзя обойти вниманием. За всеми стремительно развивающимися в последние дни событиями умышленно или нет многие политики на Западе порой забывают о корнях конфликта. Постоянно на слуху имя Усамы бен Ладена, названия радикальных исламских группировок - таких, как "Аль-Каида", "Братья-мусульмане", ХАМАС или "Хезболлах". Однако обычно лишь скороговоркой проскальзывает информация, что крестным отцом этих, а также многих подобных им организаций были Соединенные Штаты. Создание в 1948 г. Государства Израиль и последующие ближневосточные войны в немалой степени способствовали подавлению послевоенного демократического движения в регионе, укреплению авторитарных режимов в Египте, Сирии, Ираке, Иране. Стремясь воспрепятствовать распространению советского влияния в регионе ("советской угрозы") американцы в немалой степени стимулировали развитие событий именно в таком ключе, поскольку Вашингтон финансировал многие "антисоветские" радикальные организации с религиозной окраской. Теперь приходится говорить о ситуации, когда "кукла" переросла "папу Сэма" и объявила ему войну.
Подобный же результат Вашингтон может получить, развивая свою пакистано-афганскую стратегию. Только в Пакистане дело уже дошло до возникновения прямой угрозы самой государственности в ее нынешней форме. Практически с того самого "черного вторника" 11 сентября в Исламской Республике Пакистан непрерывно набирала обороты массовая антиправительственная кампания. В последние дни в организуемых радикальной оппозицией беспорядках все активнее участвуют афганские беженцы. Среди них уже есть первые жертвы - на днях во время попытки захвата одного из полицейских участков погибли трое нападавших. Одновременно были убиты четверо демонстрантов-пакистанцев, более 30 получили ранения.
Кроме того, власти арестовали трех лидеров партии крайних клерикалов "Джамия Улема-и Ислам". Все трое состоят в Совете по защите Афганистана, сформированном пакистанской оппозицией после введения против Кабула новых международных санкций за отказ выдать бен Ладена. В свою очередь, оппозиция как может использует тот факт, что Мушарраф не является законно избранным президентом страны, так как пришел к власти в результате военного переворота в 1999 г. Помимо клерикальных и откровенно экстремистских партий и группировок в стане оппозиции активно действуют сторонники опального экс-президента Беназир Бхутто, которую военные стремятся не допустить к постоянно откладываемым, но все же наверняка неизбежным президентским выборам.
На этом фоне "новый курс" Мушаррафа на дальнейшее следование в фарватере региональной политики США вызывает растущее неприятие "простых" пакистанцев. В случае начала сухопутной операции в соседнем Афганистане, о чем все чаще говорят вашингтонские политики, ситуация может просто выйти из-под контроля. Зловещим симптомом можно считать слухи о госперевороте в Исламабаде и аресте Первеза Мушаррафа группой военных, прошедшие в среду вечером по ряду информационных агентств и интернет-сайтов. Сообщалось также чуть ли ни о попытке взорвать здание генштаба. Эту информацию официально опроверг пакистанский МИД. Если же дальнейший рост радикальных настроений в Пакистане действительно примет необратимый характер и этим воспользуются противники Мушаррафа среди представителей военной верхушки, США могут в очередной раз получить удар посланным ими же бумерангом, создав себе нового врага типа саддамовского режима, но с ядерным оружием. Тогда дальнейшее развитие событий может принять уже совсем мрачный характер.