ЛЮБЫЕ сравнения начавшихся ударов по Афганистану с военными операциями США где бы то ни было после Второй мировой войны вряд ли уместны. Прежде всего к незамедлительным действиям Вашингтон сегодня побуждают принципиально иные мотивы. Раньше это была реакция пусть иногда и переоценивающего свои силы полицейского, который наводил порядок на соседней улице. Сейчас это беспредельный гнев хлебосольного хозяина, гости которого зверски убили его близких. Перед последними терактами бледнеет даже трагедия Перл-Харбора, главной военно-морской базы США на Гавайских островах, которая неожиданно подверглась японской бомбардировке 7 декабря 1941 года. Ведь там погибли почти исключительно военные, а Гавайи, тогда еще не ставшие частью Соединенных Штатов, в представлении среднего американца находились где-то на периферии. Ныне же удар нанесен по мирным гражданам в самом сердце Америки.
Следствием японской атаки на тогдашний главный порт американских ВМС стало не только вступление США в мировую войну, но и нанесение ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки, когда это уже не вызывалось военной необходимостью. Последствия нынешних терактов, видимо, будут не менее серьезны. Тем более накануне Второй мировой войны Америка была лишь одной из великих держав, а сегодня она - сверхдержава, причем единственная. Естественно, национальное самолюбие уязвлено, возможно, даже больше, чем тогда.
Принципиально иными по сравнению со всеми послевоенными операциями видятся и цели США. В Корее и Вьетнаме Вашингтон стремился с помощью военной силы укрепить своих союзников, в Ираке и Югославии - ослабить режимы и способствовать приходу к власти прозападных сил, но не разрушать местные структуры вообще. В Афганистане же на первый план, видимо, выйдут задачи возмездия.
Связав свою судьбу с бен Ладеном и его людьми, талибы напоминают американцам о безуспешных попытках Британской империи в XIX веке и Советского Союза в XX подчинить Афганистан. Однако там англичанам противостояла сначала Российская империя, а потом - Советская Россия. СССР же столкнулся с США и другими государствами. Сегодня против талибов сложился практически единый международный фронт, их союзниками могут выступить только отдельные террористические группировки. Однако даже если тем удастся совершить какие-то акции, это лишь ужесточит операцию возмездия. Ведь отступать Соединенным Штатам просто некуда.