В СТОЛИЦЕ Арабской Республики Египет (АРЕ) в эти дни неспокойно. По каирским улицам периодически проходят студенческие "марши протеста", которые можно назвать первым, очень эмоциональным ответом наиболее политически активной части египетской молодежи на военные удары США и их союзников по Афганистану. Провозглашая антиамериканские и антибританские лозунги, студенты Каирского университета, медресе, других высших и средних учебных заведений называют все происходящее вокруг Афганистана "войной против ислама". Студенческие ораторы заявляют, что молодежь "протестует против любых атак на любую мусульманскую страну, будь то Афганистан или какое-нибудь другое государство".
Не стоит забывать, что при соблюдении основных демократических прав и свобод, включая гласность и многопартийность, в Египте уже 20 лет действует чрезвычайное положение, недавно в очередной раз продленное Народным собранием (парламентом страны) на срок по меньшей мере до 31 мая 2003 года. Закон о чрезвычайном положении наделяет главу государства полномочиями передавать гражданские дела на рассмотрение военных трибуналов и вводить ограничения на деятельность политических партий и организаций. ЧП было введено вскоре после убийства в 1981 году президента Мохаммеда Анвара аль-Садата. 20-летие этого события, которое египтяне отметили 6 октября, прозвучало как нельзя более актуально - Садата убили боевики из той самой террористической группировки "Аль-Джихад", активисты которой сегодня тесно сотрудничают с претендующим на роль "исламиста номер один" Усамой бен Ладеном. Кроме того, запрещенная "Аль-Джихад" периодически демонстрирует свое стремление физически устранить президента Хосни Мубарака, наиболее громкое покушение на которого было совершено 6 лет назад во время визита египетского лидера в Аддис-Абебу и едва не привело к вооруженному конфликту с соседним Суданом, так как официальный Каир тогда обвинил в пособничестве египетским исламистам именно суданские спецслужбы.
За последний месяц египетско-суданские отношения претерпели серьезные изменения. Осуждая теракты против США и поддерживая широкую международную антитеррористическую кампанию, Каир и Хартум оказались по одну сторону баррикад. Однако, когда прозвучали первые боевые удары по Афганистану, они вновь разошлись в оценке ситуации. Президент Мубарак решительно поддержал действия США и Великобритании, суданские же лидеры поспешили их осудить.
Интересно, что еще на прошлой неделе президент Республики Судан Омар аль-Башир распорядился закрыть следственное дело наиболее авторитетного радикального суданского исламского деятеля, бывшего спикера парламента Хасана ат-Тураби и освободить его из-под домашнего ареста. Ат-Тураби был арестован еще в феврале по обвинению в подготовке антигосударственного заговора. У этого 70-летнего политика богатое прошлое. В 80-х годах он возглавлял суданскую организацию международного исламистского движения "Братья-мусульмане", в связи с чем за ним охотилось ЦРУ. Именно ат-Тураби разработал идейную программу для прихода к власти в 1993 году нынешнего президента. Его освобождение, по-видимому, преследует двоякую цель: с одной стороны, это важный шаг на пути к национальному примирению в самом Судане, с другой - стремление продемонстрировать исламскому миру, что Хартум не настолько сблизился за последнее время с США, как могло показаться во время бурных дипломатических маневров, последовавших за поворотной датой 11 сентября.
Освобождение ат-Тураби было болезненно воспринято в Египте, Йемене и Сирии. Дело в том, что в этих арабских странах бывшего спикера суданского парламента подозревают в покровительстве еще одной интернациональной подпольной экстремистской организации - "Аль-Джамаа аль-Исламийя", действующей, помимо указанных государств и непосредственно Судана, также в Афганистане (естественно, на стороне талибов), Пакистане, Сингапуре, Турции, а также в Великобритании, Дании и США. Говорят, что существует ее отделение и в Саудовской Аравии. Может быть. Во всяком случае, в этом королевстве "борцы за чистоту ислама" предпочитают вести себя тихо.
Боевые формирования "Аль-Джамаа аль-Исламийя" насчитывают до 50 тысяч человек, включая 30 тысяч, находящихся в заключении. Сила немалая. Ее лидер и духовный наставник шейх Омар Абдуррахман ратует за свержение всех светских лидеров в мусульманских странах, начиная с Хосни Мубарака в Египте, Али Абдаллы Салеха в Йемене и Башира Асада в Сирии. То, что возможности у "Аль-Джамаа" весьма значительные, показывает развязанная ими с 1992 года война против иностранных туристов в Египте, периодически наносящая ощутимые удары по экономике АРЕ, немалое значение для которой имеет турбизнес.
А у президента Салеха, например, и без того хватает проблем с растущими в последнее время как грибы после дождя йеменскими отделениями международных исламистских группировок. Ведь на их счету и причастность к взрывам американских посольств в Кении и Танзании в 1998 году, и известный теракт против эсминца ВМС США в аденском порту, последовавший вслед за тогдашней американской "акцией возмездия", и поддержка "непримиримой оппозиции" в близлежащем Сомали, и многое-многое другое.
Перед Баширом Асадом стоят вроде бы не столь серьезные проблемы. Однако в Дамаске не забывают о попытках исламистов убить его отца, Хафеза Асада, предпринимавшихся еще в 70-е годы. Тот факт, что находящиеся в тесном контакте с Сирией радикалы из ливанского движения "Хезболла" осудили теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне, не гарантирует спокойной жизни сирийскому руководству. Я имею в виду именно исламистскую опасность, а не периодически раздающиеся угрозы в адрес Сирии со стороны официального Вашингтона.
Радикалы радикалам рознь. Помнится, самые разные арабские политики вступали в переговоры с представителями "Хезболлы", однако никто из них никогда всерьез даже не помышлял договариваться о чем-либо с апологетами "безмотивного террора" из "Аль-Джамаа" или "Аль-Джихада". Здесь речь может идти лишь о самом жестком и бескомпромиссном пресечении какой-либо террористической деятельности, о чем, собственно, уже не раз говорилось и еще будет говориться на разных межгосударственных форумах, на уровне ли Организации Исламская Конференция, Лиги арабских государств, других региональных и межрегиональных объединений.