ИТАК, с началом операции возмездия боевые действия в Афганистане приобрели масштабный характер. Ракетно-бомбовые удары США и Великобритании по крупным городам страны в какой-то степени оказали поражающее воздействие на войска талибов. Тем не менее они по-прежнему боеспособны и имеют преимущества перед силами антиталибской коалиции, к которой с началом операции можно причислить и США с их союзниками. Авиация и ракеты могут уничтожить военные объекты, аэродромы и средства ПВО противника, но они пока не в состоянии сломить воинственность и сопротивление талибов. Чтобы достичь этого, по-видимому, потребуются наземные боевые операции внутри страны.
Как показывает опыт боевых действий советских войск в Афганистане в 1979-1989 гг., горно-пустынный рельеф этой страны не позволяет вести классические бои на ее территории. Скажем, горный перевал или ущелье может долго удерживать небольшой отряд моджахедов, состоящий из 8-12 человек и вооруженный ручными гранатометами и 1-2 крупнокалиберными пулеметами. Воюющие силы и средства на суше, как правило, концентрируются вдоль ущелий, нижних и верхних водоразделов хребтов, дорог, вокруг населенных пунктов и в равнинных оазисах, в том числе и в "зеленке" (немногочисленных лесных массивах, расположенных на склонах гор и в поймах рек). К причинам "лоскутного" характера боевых действий в Афганистане можно отнести также низкую плотность населения, его неоднородность по степени религиозности, мозаичность культур и интересов многочисленных племен и народностей, проживающих в стране.
США уже заявили, что они против крупномасштабной сухопутной операции на территории Афганистана и ограничатся точечными ударами спецназа по базам террористов. Однако очень трудно предположить, что у них получится на самом деле. Базы террористов скрыты в горах, и, во-первых, их надо найти, а во-вторых, до них надо добраться. Вполне очевидно, что спецподразделения США будут опираться на действия сил антиталибской коалиции, на которые и ляжет основная тяжесть боев по освобождению территории страны и уничтожению талибов. Что это за силы?
Традиционно врагами талибов, состоящих почти на 90% из пуштунов, являются ирано-таджикские кланы, расселенные на Востоке (провинции Бадахшан, Тахар, Парван, Каписа и частично Кабул), а также на Западе (провинции Герат и Гур). Доля таджиков среди населения Афганистана составляет 18-20%. Аналогичен и удельный вес территории, которую этот народ занимает. Таджики составляют этническую основу (до 75%) войск Северного альянса (СА) и являются наиболее боеспособной частью личного состава антиталибской коалиции. Основные силы СА сосредоточены на Востоке страны на двух фронтах - Панджшерском (по названию ущелья и реки, которые тянутся по нижнему водоразделу хребта Гиндукуш почти от самого Кабула до Горного Бадахшана) и Тахорском (вдоль реки Пяндж). Этими силами, как известно, командует преемник Масуда генерал Фахим. Именно ему Россия поставляет боевую технику и вооружения. Главная цель Фахима сейчас не Кабул завоевать, а установить контроль над перевалом Саланг. Именно через него Северный Афганистан соединен через многокилометровый тоннель автотрассой с центральными провинциями страны. В случае овладения войсками СА Салангом талибы на Севере будут отрезаны от основных сил движения "Талибан", которые сконцентрированы в Кабуле, Кандагаре и Джелалабаде, тогда их участь будет, видимо, предрешена. Со стороны Узбекистана и Таджикистана сейчас идет мощная поддержка антиталибских сил.
На Севере Афганистана нет единого фронта. И это на руку силам антиталибской коалиции. Скажем, талибам приходится отрывать значительные силы от восточных фронтов в Панджшере и Тахоре для борьбы в тылу - с войсками узбекского генерала Рашида Дустума в провинциях Балх и Саманган. Генерал занял Айбек, главный город провинции Саманган. Его войска перекрыли в нескольких местах главную автодорогу, идущую от Саланга через г. Пули-Хумри к порту на Амударье Хайратону. При этом Дустум пытается окружить главный узбекоязычный город Севера страны Мазари-Шариф (провинция Балх). Хотя главная цель Дустума сейчас не столько этот город, сколько организация наступления в направлении на Хазаратугай и Хайратон (расположены на левом берегу Амударьи). Именно там талибы концентрируют свои формирования, готовясь нанести удары по приграничным узбекским городам. Ташкент, определяя финансовую помощь войскам Дустума, установил главное условие - как можно более быстрый выход и очистка от талибов приграничных районов провинций Балх и Саманган. Скорее всего, это Дустуму удастся, поскольку под видом гуманитарной помощи ему по воздуху регулярно доставляются из Узбекистана боеприпасы и легкое вооружение.
А на Западе Афганистана со стороны Ирана и России налаживается помощь бывшему губернатору провинции Герат лидеру местных шиитов Исмаил-Хану. Он ведет наступление вдоль стратегической автомагистрали Исламкала-Герат и намерен захватить главный город одноименной провинции, который рассматривается как основной транспортный узел при проектировании будущих газопроводов из Туркмении в Пакистан к Аравийскому морю. Исмаил-Хан (как и генерал Фахим) - один из двух стратегических союзников Ирана и России. В будущем именно позиция лидеров Герата будет во многом определять меру участия мировых нефтегазовых компаний в разработке и прокладке новых транспортных углеводородных путей к Индийскому океану.
Союзниками Исмаил-Хана и Фахима являются отряды шиитов из провинций Гор и Багдис, а также боевые формирования хазарейцев из провинции Бамиан. (Именно здесь талибы уничтожили знаменитые статуи Будды.) Отряды хазарейцев, дислоцированные вблизи Кабула, могут существенно помочь СА во взятии столицы Афганистана.
Между тем не только таджики и малочисленные народы образуют антиталибскую коалицию. Союзниками СА являются и племена пуштунов, проживающих в провинциях Кунар, Лагман и Нангархар. Их отряды под командованием Хаджи Кадыра образуют так называемую Восточную шуру численностью от 8 до 15 тыс. моджахедов. По некоторым данным, на вооружении отрядов Восточной шуры имеется бронетехника и несколько ракетных комплексов "Скад". Они также готовы участвовать в штурме Кабула и создании коалиционного правительства. Именно на племена пуштунов Восточной шуры делают сегодня свою ставку Пакистан и США. Не исключено, что из них и будет выдвинута главная кандидатура на роль национального лидера страны и им может стать нынешний лидер шуры Хаджи Кадыр.
Таким образом, операция возмездия сопровождается активностью сил антиталибской коалиции. Пока у различных группировок Афганистана, ведущих борьбу с ИДТ, цели едины. Реализовывать их им помогают главные спонсоры нынешней войны в стране - США, Пакистан, Россия, Иран, Таджикистан и Узбекистан. Цели у этих государств разные, а значит, и союз, который образовали антиталибские силы, ненадежен. Однако пока террористы не будут уничтожены, а талибы не изгнаны с афганской территории, племена и народы Афганистана будут подчинены реализации единых целей и задач.