ПОСЛЕ полугодовых споров с представителями стран, претендующих на членство в Евросоюзе, комиссия ЕС по расширению пересмотрела свое предыдущее решение о семилетнем моратории на право граждан из будущих стран - членов ЕС работать в остальных государствах Евросоюза. В случае если кто-либо из западных соседей все-таки решится ввести подобный запрет, новички получают право ввести против него собственные контрмеры.
На семилетнем моратории по-прежнему настаивают прежде всего Германия и Австрия, которые ожидают, что именно к ним хлынет поток гастарбайтеров с востока континента после следующего этапа расширения ЕС. Наоборот, власти Голландии, Дании, Ирландии, Португалии и Швеции ничуть не возражают против приема у себя работников разных профессий из бывших соцстран. Остальные государства - члены ЕС предполагают ввести "всего лишь" двухлетний запрет для будущих новичков, что тоже в принципе является нарушением одного из четырех основных положений Евросоюза - о свободе передвижения рабочей силы в рамках входящих в организацию стран.
Чехия, Словения и Венгрия, чьи шансы на вступление в "европейскую элиту" через 2-3 года расцениваются наиболее высоко, намерены продолжить свой спор с Брюсселем и с отдельными "ветеранами" ЕС на данную тему и в целях защиты своих стран от так называемой утечки мозгов, поскольку, например, Германия уже в этом году нараспашку открыла свои границы для избранной когорты специалистов с востока, прежде всего компьютерщиков.
Наибольший интерес к работе на западе континента проявляют поляки, в частности, в связи с растущей в стране безработицей (официально ее уровень составляет 16%, но в действительности он намного выше и продолжает расти).
Согласно недавним социологическим опросам, свыше 40% поляков готовы хоть сейчас отправиться на заработки в более благополучные страны. Половину из потенциальных гастарбайтеров привлекает Германия, 12-13% желающих отправились бы работать в Италию и Великобританию, 10% - во Францию, по 8-9% - в Испанию и Голландию.
В других государствах региона желающих выехать на работу в иные страны намного меньше, например, в Чехии таковых насчитывается не более 15%, а в Венгрии - 12%. Данные показатели помимо чисто экономических или правовых, судя по последним сообщениям из Брюсселя, могут отразиться и на окончательных итогах переговоров абитуриентов с востока с Евросоюзом: ныне все чаще высказывается ранее немыслимое предположение, что 38-миллионная Польша, которая прежде виделась многим в роли лидера постсоциалистического региона, может из-за своей слабости и не войти в состав следующей группы новичков ЕС.
Пока переговоры о следующем этапе расширения ЕС "проходят по плану", как сказано в информации к намеченному на 19 октября в бельгийском Генте неформальному саммиту 15 государств Евросоюза. На этой встрече кроме прочих тем предполагается обсуждение и вопроса о создании трех типов европейских границ: внутренней (между нынешними странами - членами ЕС), временно внешней (между "ветеранами" и будущими новичками ЕС) и внешней (между членами ЕС и остальными странами Европы).
Это вызвано кроме прочего и тем обстоятельством, что руководители большинства из ныне входящих в ЕС государств сомневаются в том, что новые члены сразу после вступления в ЕС будут в состоянии выполнить все требования по охране внешней границы шенгенской зоны. А страны-"ветераны", в частности, с оглядкой на действия международных террористов не намерены снисходительно относиться к прорехам в общей системе безопасности ЕС, как это порой случалось в прежние годы. К тому же общий регистр опасных для общества лиц даже в нынешних рамках Евросоюза не будет готов ранее 2005-2006 годов, да и подключение к нему национальных регистров стран-абитуриентов отнюдь не будет происходить автоматически. Поэтому, как предполагается, не менее двух-трех лет после следующего расширения ЕС пограничный режим между его старыми и новыми членами сохранится в нынешнем виде. В таком случае, например, консульства в Будапеште, Любляне или Праге не могли бы выдавать своим гражданам визы для поездок сразу во все членские государства ЕС.
Постоянные проволочки в бюрократическом процессе расширения Евросоюза на восток, которое растянулось вместо обещанных сразу после "бархатных революций" на востоке континента пяти-шести лет уже на двенадцать, привело к заметному росту евроскептицизма в этом регионе. Число сторонников вступления своей страны в ЕС упало в Венгрии, Словакии или Чехии до отметки ниже 50%, что тоже является немаловажным показателем, если учесть, что в каждой из стран-абитуриентов должен будет состояться референдум на эту тему. Однако, как показывают опросы населения в западноевропейских странах, там этим мало озабочены: более половины австрийцев, испанцев или голландцев с удовольствием отодвинули бы сроки следующего этапа расширения ЕС еще далее.