НЫНЕШНЯЯ внеочередная сессия парламента Японии поначалу рассматривалась в качестве некоего поворотного пункта в решении экономических проблем страны. Однако эта тема была отодвинута на второй план, уступив первенство вопросам обеспечения законодательной базы для участия сил самообороны страны в контртеррористических операциях США.
Японо-американский военный союз существует уже полвека - 8 сентября отмечалось 50-летие подписания так называемого договора безопасности между этими двумя странами. В соответствии с ним США обязаны защищать Японию, если она подвергнется нападению третьих стран. А вот Япония в соответствии с положением 9-й статьи своей Конституции взять на себя подобное обязательство не может. Эта статья, включенная в Конституцию, как считается, по настоянию американцев, провозглашает, что "японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров".
Полвека назад Вашингтон, видимо, боялся, что Япония вновь станет его военным противником. В результате за минувшие десятилетия Япония де-факто вооруженные силы создала, но называются они "силами самообороны" и по закону предназначены лишь для обороны собственной территории. Лишь в 1992 году был принят закон, разрешающий направление подразделений сил самообороны за границу для выполнения тыловых задач в рамках миротворческих операций ООН.
Закон 1992 года был принят в связи с критикой позиции Японии в отношении участия в операции против Ирака в 1991 году. Но сейчас Япония, как пишет газета "Иомиури", намерена оказать солидную поддержку США. Но для этого нужен новый закон о силах самообороны, который расширял бы возможности их использования. Законопроект был составлен тремя партиями правящей коалиции - Либерально-демократической, Новой партией Комэйто и Новой консервативной партией. Детали этого законопроекта, масштабы и форма участия Японии в предполагаемой акции возмездия предварительно были обсуждены на прошедшей 25 сентября в Вашингтоне японо-американской встрече в верхах. Законопроект предусматривает совместные действия сил самообороны с вооруженными силами США и их союзников, но... ограничивается лишь участием в тыловом обеспечении. По словам представителя президента США, Джордж Буш с пониманием отнесся к тому, что Япония "не посылает боевые подразделения". При этом Буш сказал, что предстоит "война нового типа, и перекрытие каналов финансирования террористов при этом так же важно, как и бомбардировки".
Законопроект, представленный ныне в японский парламент, обеспечивает юридическую основу обещаниям, которые дал премьер Дзюнъитиро Коидзуми американскому президенту. Представители правительства хотят принять законопроект уже к концу октября, чтобы "нация была готова принять участие в ответном ударе по террористам, если он будет нанесен". Все входящие в правящую коалицию партии, даже Новая партия Комэйто, которая всегда проявляла осторожность к возможной посылке подразделений сил самообороны за границу, в принципе были согласны с законопроектом.
Три партии правящей коалиции имеют большинство в обеих палатах парламента и могли бы собственными голосами принять закон, но это не в традициях японского парламента. Попытка принять закон без консенсуса с оппозицией грозит входящим в оппозицию партиям потерей доверия избирателей. Поэтому важно, что главная оппозиционная сила в стране - Демократическая партия Японии, в руководстве которой есть как "ястребы", так и пацифисты, - во многом согласна с положениями законопроекта, хотя у них есть и расхождения с правительственной позицией.
Новый законопроект в японском парламенте наверняка будет принят. В его пользу говорят и данные последних опросов населения: 63% респондентов согласны с его содержанием и лишь 17% - против. Подавляющее большинство японцев считают, что Япония должна в той или иной форме участвовать в контртеррористической операции, при этом 25% поддерживают "активное" участие и 62% - участие "в определенной мере".
Что касается одобрения и юридической поддержки правительственных планов по решению экономических проблем, которые будут главной темой дебатов во второй половине сессии, то здесь и раньше были разногласия даже в правящих кругах, особенно в связи с тем, что они поставили две разноплановые цели - провести структурную перестройку экономики и одновременно обеспечить ее выход из депрессии. Правительство считает, что эти две трудно-совместимые задачи можно выполнить одновременно. Коидзуми неоднократно провозглашал: "Без реформ нельзя добиться экономического роста - не будет реформ, не будет и подъема экономики".
Специальный совет по экономической и финансовой политике при премьер-министре страны разработал пакет специальных первоочередных мер и реформ. Они включают оздоровление банковской системы, решение проблем занятости и ряд других, но для этого требуется законодательное подкрепление. И вновь свою отрицательную роль сыграла сентябрьская атака террористов в США, которая во многом сузила выполнение поставленных задач. "Мы вынуждены пересмотреть весь сценарий", - говорит министр экономики Хидэо Танака.
Авторитетная японская исследовательская организация "Номура сого кэнкюсе" до 11 сентября предсказывала спад в экономике в заканчивающемся в Японии 31 марта текущем финансовом году в 0,2% и рост в 0,3% в следующем финансовом году. Однако после 11 сентября прогноз был пересмотрен и теперь предполагается спад 0,4% и в 2001-м, и в 2002 годах. В послевоенный период такого в Японии не бывало.
Новости, представленные на экономических полосах японских газет, в последние недели выглядят весьма удручающе. Продолжается падение курса акций, растет безработица, сокращаются доходы корпораций, хватает и других безрадостных сообщений. Время для структурных реформ очень неблагоприятное. Однако премьер Коидзуми и его коллеги по правительству не отказываются от своих планов и намерены добиваться их поддержки парламентом.