ЕЩЕ ДО терактов в США японское правительство было официально проинформировано представителями американских спецслужб о некой готовящейся акции, которая, возможно, будет нацелена на американские военные объекты за рубежом. Японские представители предпочли тогда проигнорировать это сообщение. Как показали дальнейшие события, истинной целью были сами Соединенные Штаты.
Правительство Японии не раз подвергалось критике со стороны своих партнеров из США и стран Западной Европы, а также со стороны правых сил внутри страны, в связи со стойким нежеланием задействовать в международных операциях свои вооруженные силы. Такая "минималистская" политика, как считают многие, не соответствует статусу Японии как второй по экономической мощи державы после США.
И во время операции "Буря в пустыне", и во время событий в Югославии Япония ограничивала свое участие предоставлением финансовых средств и направлением небольших подразделений сил самообороны для помощи объединенным вооруженным силам НАТО в налаживании поставок продовольствия и других вспомогательных операциях.
Основной причиной столь пассивного поведения официального Токио, безусловно, является соответствующая статья Конституции Японии, которая напрямую запрещает ее вооруженным силам участвовать в конфликтах за пределами территории страны.
В нынешней ситуации, когда атаке террористов подвергся основной стратегический союзник Страны восходящего солнца - США, положение особенно сложное. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми сразу же заявил, что Япония всемерно поддерживает Соединенные Штаты в их стремлении нанести ответный удар, министр иностранных дел Японии г-жа Макико Танака в своем обращении к государственному секретарю США Колину Пауэлу также отметила, что, "возможно, пора пересмотреть роль Японии в международных военных акциях", но в чем, собственно, может заключаться эта поддержка?
В августе 1999 г. в Японии вступил в силу закон о чрезвычайных ситуациях в странах, находящихся в непосредственной близости от ее территории. В соответствии с ним японским силам самообороны разрешено участвовать в совместных военных акциях на территории близлежащих государств, если ситуация в них угрожает безопасности Японии. Однако это участие может быть связано только с обеспечением сил союзников необходимыми ресурсами, а также проведением поисковых и спасательных работ. Если главной целью намечающейся "акции возмездия" со стороны США является Афганистан, расположенный весьма далеко от границ Японии, конституционность участия армии Страны восходящего солнца в предстоящей операции оказывается под большим сомнением.
Представители правящей Либерально-демократической партии Японии внесли предложения о временном расширении сферы действия данного закона для того, чтобы Япония смогла оказать помощь США. Но такие меры вызывают осторожную реакцию и в самом правительстве, и в парламенте Японии, так как могут привести к неоднозначному толкованию закона в будущем.
Но существует и другая сторона вопроса: что будет, если подобному испытанию подвергнется сама Япония? Готовы ли соответствующие службы страны к отражению полномасштабной террористической атаки?
Руководство сил самообороны, представители разведывательных служб, полиция и службы безопасности наиболее крупных аэропортов дали на это однозначно отрицательный ответ.
Во-первых, обеспечение безопасности полетов пассажирских самолетов в Японии, как и в США, находится не на должном уровне. Хотя после угона самолета All Nippon Airways в июле 1999 г. соответствующие меры были ужесточены, все равно, по мнению специалистов, это не дает полной гарантии. В самолеты японских авиакомпаний запрещено проносить любые предметы, которые могут быть использованы в качестве холодного оружия, однако не всегда можно рассчитывать на то, что детекторы их выявят. Служащие, осуществляющие контроль при посадке в самолет, в некоторых случаях вынуждены проводить досмотр более 2-3 пассажиров в течение нескольких секунд, что вызывает сомнения в его тщательности.
Во-вторых, японская полиция, конечно, постоянно отслеживает передвижения всех известных радикальных группировок на территории Японии. Однако она не обладает никакими источниками информации об их деятельности за рубежом, кроме тех сведений, которые предоставляются соответствующими службами зарубежных стран. Так, в 1997 г. после расстрела группы немецких туристов в Египте японская полиция направила запрос в Египет о деятельности исламских фундаменталистов.
Но наибольшую обеспокоенность произошедшие события вызвали среди представителей разведывательных служб. Неспособность ЦРУ отследить все передвижения террористов и адекватно отреагировать на угрозу до того, как был нанесен удар, вызвала состояние шока у японских коллег. И это можно понять: до сих пор ЦРУ считалось наиболее мощным агентством по сбору информации в мире. Силы японской полиции и разведки на фоне американских спецслужб выглядят значительно более скромно, и у них нет возможности противостоять масштабным террористическим акциям. И Департамент полиции столичной префектуры Токио, и Департамент полиции префектуры Осака имеют специальные подразделения по борьбе с терроризмом, но ни одно из них не оснащено на должном уровне.
По общему мнению, и в руководстве японских вооруженных сил никто не ожидал возникновения подобной ситуации. На границах воздушного пространства Японии действуют зоны воздушной защиты и идентификации (Air defense Identification Zones). Когда в их пределах оказывается неопознанный самолет, истребитель воздушных сил самообороны направляется на перехват. Проблема заключается в том, что самолеты, обслуживающие внутренние авиалинии, не покидают воздушного пространства Японии и, следовательно, не могут быть объектом перехвата.
Представители cил cамообороны заявили, что принципиально возможно сбить угнанный самолет в случае, если он сознательно движется по направлению к какому-либо гражданскому объекту. Однако такая акция требует принятия сложного политического решения в предельно короткий срок, что при существующих процедурах очень сложно. Все военные ведомства Японии солидарны в одном - данный вопрос требует тщательного изучения.
Нельзя забывать и о том, что Соединенные Штаты не только военный союзник Японии, но и ее основной экономический партнер. Во Всемирном торговом центре в Нью-Йорке были расположены американские представительства многих японских финансовых институтов. Среди них: Fuji Bank, Chuo Mitsui Trust and Banking Co., Nomura Research Institute, Nishi-Nippon Bank. До сих пор судьба 22 граждан Японии, работавших в офисах этих компаний, остается невыясненной.
По сообщению газеты "Асахи Симбун", десятки японцев, находящихся в США, были готовы оказать помощь при осуществлении спасательных работ на руинах Всемирного торгового центра, однако их помощь не была востребована. Еще одна группа японских спасателей не смогла покинуть пределы Японии из-за ужесточения мер безопасности полетов. Многие негосударственные организации отказались от отправки добровольцев, так как стало известно, что американские спасатели не испытывают недостатка в необходимых людских и технических ресурсах.
В целом ситуация в Японии после событий 11 сентября остается весьма неопределенной. Правительство во главе с Ю.Коидзуми всячески старается подчеркнуть, что всемерно поддержит США в осуществлении действий против террористов, но до сих пор непонятно, как это будет осуществляться на практике. Военные ведомства страны находятся в состоянии шока, понимая, что не смогут самостоятельно, без помощи вооруженных сил США, противостоять крупномасштабным террористическим актам на собственной территории.
Поэтому многие здешние эксперты задаются вопросом: может быть, последние события послужат толчком для изменения стратегии безопасности и в самой Японии, и в других государствах Азиатско-Тихоокеанского региона?