ПЕРЕГОВОРЫ между талибами и Пакистаном прерваны, но могут быть в любой момент возобновлены. Афганская сторона взяла тайм-аут, так как вчера религиозные деятели и старейшины Афганистана обсуждали на своем большом совещании (шуре) дальнейшую судьбу "террориста номер один" Усамы бен Ладена. Пакистанскую делегацию на переговорах возглавляет начальник управления межведомственной разведки Махмуд Ахмад. Представитель "Талибана" на переговорах Абдул Хаи Мутамаен заявил, что переговоры ведутся в позитивной манере, но вопрос о выдаче пока не решен: "По этой теме до сих пор не было детальной дискуссии".
Высокопоставленные военные и представители МИД Пакистана ранее уже встречались в Кандагаре с руководителем движения "Талибан" муллой Мохаммадом Омаром. Министр иностранных дел Пакистана Абдул Саттар призвал талибов принять трезвое и бесстрастное решение. "Фактор времени в данном случае очень важен. Ультиматумов не выдвигалось, но время уходит", - заявил шеф пакистанского внешнеполитического ведомства.
Исламабад уже пообещал США оказать полное содействие, хотя правительство пока не объясняет, что это может означать. Глава Исламской Республики Пакистан генерал Первез Мушарраф проводит ежедневные консультации с представителями всего политического спектра Пакистана - от сторонников "исламского социализма" (в духе идеологических поисков покойного военного диктатора Зия-уль-Хака) до адептов радикальных исламистских концепций, недовольных сделанными властями шагами навстречу Вашингтону. Необходимость достижения общенационального консенсуса стала очевидной после заявления Саттара о том, что правительство не исключает возможности размещения на территории Пакистана иностранных войск.
Внутриполитическая ситуация в самом Пакистане с каждым днем становится все более тревожной из-за обрушившегося на страну потока афганских беженцев, общее количество которых превысило миллион человек. Для нормального обустройства такого количества вынужденных мигрантов Пакистану просто необходима поддержка развитых стран. Возможность предоставления западной помощи Вашингтон жестко увязывает с решением все той же "проблемы бен Ладена". В результате Пакистан рискует попасть в разряд "государств-изгоев" по американской классификации, со всеми вытекающими отсюда последствиями, что чревато неминуемой экономической катострофой.
Масла в огонь подливают также противоборствующие между собой экстремистские исламские группировки. Уже много лет в межисламистской конфронтации верх одерживают последователи суннитско-ханафитского направления из основанной еще в 1941 году фундаменталистской партии Джамаате ислами. Если во времена борьбы с британским колониализмом активисты этой партии зарекомендовали себя как наиболее бескомпромиссные сторонники полной национальной независимости, то затем они превратились в партию сторонников сугубо теократической формы государственного устройства. В такой среде хорошо прививаются радикальные исламистские идеи, адепты которых постоянно стремятся опробовать их на практике.
Еще при премьер-министре Навазе Шарифе в 1998 году был принят специальный закон о борьбе с терроризмом, дающий правительству широкие полномочия для пресечения насилия на религиозно-сектантской почве. Затем уже генерал Мушарраф продолжил ту же линию, и вот теперь стране, видимо, придется подготовиться к новому витку роста межконфессиональной напряженности, так как с ожидаемым приходом американских военных противоречия между противниками и сторонниками проталибского направления в исламе наверняка обострятся.