ПРЕЗИДЕНТ Ирана Хатами получил послание британского премьер-министра Тони Блэра, в котором, по словам официальных лиц в Тегеране, Лондон призывает Иран сыграть большую роль в налаживании диалога между исламским и христианским миром. В складывающейся после недавних терактов в Нью-Йорке новой ситуации в международных отношениях на Ближнем и Среднем Востоке Иран начинает восстанавливать более близкие отношения с Западом. Госсекретарь США Колин Пауэлл уже несколько раз повторял, что Иран может внести свою лепту в борьбу с международным терроризмом.
Президент Хатами сразу осудил действия террористов, выразив соболезнования родным и близким погибших, всему американскому народу. Он подчеркнул, что трагедия в США наглядно продемонстрировала, что террор не признает межгосударственных границ. Секретарь высшего совета национальной безопасности Ирана Хасан Роухани вслед за президентом также заявил, что Исламская Республика Иран рассматривает любые действия террористов против беззащитного мирного населения как преступления против человечности.
Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация, когда Пакистан, отнюдь не зачислявшийся Вашингтоном в "черный список" государств, поддерживающих терроризм, из-за своих близких связей с "Талибаном" оказался в весьма щекотливом положении, а постоянно подвергавшийся остракизму со стороны Белого дома Иран, как выясняется, находится на передовой борьбы с международным терроризмом. Автору этих строк еще до нью-йоркских терактов приходилось общаться с иранскими официальными представителями, и они, касаясь положения в Афганистане, обычно выделяли этническую составляющую внутриафганского конфликта: согласно официальной позиции Тегерана, именно противоречия среди разных национальных групп, а не политические или межконфессиональные распри спровоцировали нынешний афганский кризис и привели к власти талибов. В отличие от Афганистана в Иране есть "государствообразующий этнос" - иранцы, и поэтому при любых внутриполитических конфликтах в Иране гораздо проще найти путь к общенациональному диалогу и примирению.
Все последние годы Тегеран находился в той или иной степени конфронтации с режимом талибов, противоречия возникали по самому широкому спектру проблем - от захватов в заложники иранских граждан, в том числе дипломатов, до преследований кабульским режимом шиитского меньшинства. Нынешнее же закрытие границы с Афганистаном иранцам даже в чем-то на руку: Тегеран, например, развернул широкую кампанию борьбы с наркобизнесом, а главные пути наркоторговли проходят как раз через афгано-иранскую границу.