ЮЖНЫЕ соседи США разделились на "латинооптимистов" и "латинопессимистов". Первые истово верят, что для Джорджа Буша-младшего они самые, самые. Еще бы: впервые кандидат в президенты одно из предвыборных выступлений целиком посвятил Латинской Америке, а после победы первое послание к нации продублировал на испанском языке. "Латинооптимисты" чтят верность семейным традициям, и потому - добрый знак - ацтекские корни жены президента, брак его брата, губернатора штата Флорида, на этнической мексиканке. Подстать и окружение президента - сын иммигранта с Ямайки госсекретарь Колин Пауэлл, уроженец Кубы - министр жилищного строительства, первая в истории США мексиканка - глава казначейства, подпись которой будет удостоверять долларовые купюры.
"Латинопессимисты", напротив, рассудительно считают, что не следует путать единственную южную соседку США с остальной Латинской Америкой. "Техасский фактор", на который напирают "латинооптимисты", - прежде всего общая граница с Мексикой протяженностью 3200 км. "Техасский фактор" - это и Североамериканский договор о свободной торговле - НАФТА, выгоду от которого в США получил в первую очередь одноименный штат, кстати, являвшийся частью Мексики.
Кроме Мексики, Буш не посещал ни одну латиноамериканскую страну, для него соседка воплощает весь многоквартирный дом. В Латинской Америке сейчас в ходу "бушизмы" - действительные и мнимые афоризмы президента. Один из них - ответ назойливым журналистам, что он не собирается отвечать им "ни на английском, ни на французском, ни на мексиканском языках". Для Буша Мексика - как бы продолжение США. По меткому замечанию корреспондента "Ассошиэйтед Пресс", Мексика представляется Бушу "не только как трамплин для умелого броска во внешнюю политику, но и как собственный плавательный бассейн". По оценке чилийского журнала "Дипломасиа", "Техасский фактор" может побудить новую администрацию сконцентрировать всю энергию в Мексике за счет других государств региона".
Естественно, что первым амфитрионом нового президента стал его мексиканский коллега Висенте Фокс, он же недавно посетил США с первым для страны "эпохи Буша" государственным визитом. В Мексике после семи десятилетий правления популистской партии с националистической риторикой президентом стал близкий Бушу по духу "глобалист". Но нерешенные проблемы двусторонних отношений остались, главная из них - мексиканская миграция в США. Там сейчас 3 млн. "нелегалов", еще миллионы людей готовы двинуться на север.
В канун своего визита Висенте Фокс явно дал понять, что к концу этого года режим "нелегалов" будет узаконен. И хотя они надежный резерв Буша на президентских выборах 2004 г., в итоговом коммюнике содержится заявление о приверженности США всего-навсего "реалистичному подходу к миграции". Не зря один из "бушизмов" - ответ на вопрос о мексиканских "мокрых спинах" - гласит: "Я не верю во всеобщую амнистию".
Нельзя не согласиться с "латинооптимистами", что Буш, как ни один другой президент, учитывает грозный этнографический фактор: число этнических латиноамериканцев превысило 35 млн. человек, сравнялось с афроамериканцами, испанский язык в США самый распространенный после английского. И все же "латинопессимисты" правы в главном: для Буша существуют "две Латинские Америки": Мексика, Центральная Америка и Карибы (из стран этого региона происходят 85% испаноговорящих граждан США) - с одной стороны, Южная Америка - с другой, водоразделом служит Панамский канал.
Упоминание о Панаме уместно не потому, что грядет 100-летие со времени ее государственного образования во имя сооружения как собственности США межокеанского канала. Именно президент Буш-старший санкционировал масштабную вооруженную интервенцию против Панамы ради поимки ее лидера Антонио Норьеги, отбывающего в США 30-летнее тюремное заключение по обвинению в наркобизнесе, - недавно добавлен 8-летний срок "за коррупцию". Латиноамериканцев не может не пугать обещание Колина Пауэлла осуществлять "типично североамериканский интернационализм". Это "ближнее зарубежье" США, памятуя о не столь давней своей истории, невольно интерпретирует как интервенционизм.
В "дальнем зарубежье" к югу от Панамского канала и Карибского бассейна интересы США концентрируются на создании к 2005 г. Зоны свободной торговли для Америк - АЛКА. Ее основу заложил Буш-старший. Обещание Буша-младшего об одобрении конгрессом ускоренной процедуры подключения к АЛКА вряд ли будет реализовано. Пока реальные шансы есть только у Чили, попытки Аргентины последовать ее примеру иллюзорны после постигшего страну финансового кризиса.
В Южной Америке главное препятствие на пути экономической интеграции под патронажем США - позиция Бразилии. Считая самодостаточной интеграцию в рамках Южной Америки, она противопоставляет глобализму в форме АЛКА открытый регионализм под своей эгидой, его инструмент - МЕРКОСУР. Для Бразилии понятие "Латинская Америка" - культурно-лингвистический мираж, реальность - южноамериканское геополитическое пространство.
До самого последнего времени США игнорировали созданный 10 лет назад и эффективно развивавшийся Южноамериканский общий рынок. Но вот недавно Буш вспомнил о МЕРКОСУР, заявив о намерении "вдохнуть новую жизнь в региональное соглашение десятилетней давности". Причина - необходимость поддержать Аргентину - единственную латиноамериканскую страну, получившую несколько лет назад статус "ближайшего союзника США за рамками НАТО". Бразилия - не только основной партнер Аргентины в МЕРКОСУР, но и главный рынок экспорта страны, переживающей небывалый финансовый кризис. Поддержка МЕРКОСУР, этого для США интеграционного блока "нон грата", - лишь способ поддержки за чужой счет Аргентины.
Маневрирование администрации Буша в странах Южного конуса сочетается с прямолинейностью в Андских странах, где самое уязвимое звено - Колумбия. Там наиболее продолжительная и массовая чем где-либо в Латинской Америке повстанческая война в сочетании с разгулом правоэкстремистских сил - "парамилитарес", и там же центр наркопроизводства.
Под занавес правления президента Клинтона был задействован долговременный "План Колумбия", он анонсировался как многоцелевая программа, включающая социально-экономическую модернизацию, в том числе приобщение крестьян-индейцев к альтернативным традиционному производству коки сельскохозяйственным культурам; реформу силовых структур, замирание страны на путях переговорного процесса с вооруженными группировками, борьбу против наркобизнеса.
Уже тогда против "Плана Колумбия", с учетом американского военного присутствия в этой стране, выступили ее соседи Бразилия и Венесуэла, причем последняя расценила план как потенциальную угрозу "гуманитарной интервенции". Опасения имели под собой основания. Из интегрального "Плана Колумбия" США стремятся вычленить лишь силовую составляющую, поставив знак равенства между всей герильей и наркотерроризмом по формуле: "партизан-террорист-наркобандит - покойник".
Подчеркнуто дружественная позиция в отношении Кубы, разделяемая с меньшей эмоциональной тональностью большинством других латиноамериканских стран, - часть внешнеполитического курса Венесуэлы с акцентом на незыблемость национального суверенитета. На днях правительство Венесуэлы отказалось продлить соглашение о военном сотрудничестве с США, мотивируя этот шаг фактом окончания холодной войны; ранее американскому военному персоналу было предложено освободить помещение форта, которое тот занимал 40 лет. При этом Уго Чавес - не левацкий протестант, а Венесуэла - ведущий торговый партнер США в Южной Америке.
Необходимо отметить одну новую тенденцию - растущую критику по адресу Вашингтона в связи с его отказом от обширного перечня международных обязательств, раньше фронда обычно ограничивалась торгово-экономической сферой. Острой явилась реакция на фактический отказ США участвовать в конференции ООН против расизма, расовой дискриминации и ксенофобии.
Былой конформизм в отношении действий США за рубежом сменяется осознанием факта становления Латинской Америки как одного из центров силы в противовес глобализму в его неоимперском варианте. Это главное противоречие между северной и южной половинами Нового Света отступило на задний план после беспримерного нападения на США.
Резко осудили теракт проходившая в Лиме сессия генассамблеи ОАГ, все без исключения государства Латинской Америки. Фидель Кастро выразил народу США чувство "боли и скорби", заявил о готовности предложить медицинскую помощь. Но одновременно общественность и СМИ латиноамериканских стран, например Бразилии, отмечают то обстоятельство, что реальная угроза пришла в США вовсе не оттуда, откуда предрекали ревизионисты Договора по ПРО, что в перечне потенциальных террористов нет и не может быть партизан-"герильерос", которыми десятилетиями в США стращали не только детвору.