CОВСЕМ нешуточная борьба за лидерский пост развернулась в Консервативной партии Великобритании после ухода в отставку в связи с проигранными выборами в парламент бывшего председателя Уильяма Хейга. Безраздельно властвовавшая в стране во времена премьерства Маргарет Тэтчер, ныне партия тори находится в глубоком упадке, пытаясь с оппозиционных скамей в парламенте если не влиять на государственную политику, то хотя бы временами устраивать обструкции правительству.
Консерваторы нуждаются в харизматичном председателе, который мог бы сначала сплотить партийные ряды, а в будущем, набрав популярности у населения, и претендовать - если удача повернется к тори лицом - на премьерский пост. Безнадежно проигранные в мае этого года вторые подряд парламентские выборы наглядно показали, что пока в верхушке партии однозначно готовых для этой роли претендентов нет. Те же политики, которые рвутся к лидерству, во многом дискредитируют себя уже тем, какие методы при этом они используют, без оглядки на партийные традиции и нравы британского истеблишмента.
По мнению здешних аналитиков, столь суровой внутрипартийной схватки в рядах тори не наблюдалось аж с середины позапрошлого, XIX века. В конце концов к настоящему моменту на авансцену вышли два главных кандидата на председательское место - весьма опытный политик, побывавший и в министрах, 60-летний Кеннет Кларк и бывший армейский офицер 48-летний Иэн Дункан-Смит.
Знающая Кларка еще со времен своего премьерства, с резкой критикой этого деятеля выступила легенда британской политической сцены Маргарет Тэтчер. Она не только поставила под сомнение кандидатуру Кларка во внутрипартийных открытых и кулуарных дискуссиях, но и решила выразить свое мнение еще более демонстративным способом. В опубликованной газетой "Дейли Телеграф" статье Тэтчер признала, что у этого политика есть некоторый опыт и заслуги перед консерваторами, но лично она никоим образом не может себе представить, чтобы он возглавил партию именно сейчас, в самый тяжелый для нее момент, поскольку способен лишь усугубить ситуацию. В случае его победы тори, по мнению экс-премьера, неизбежно разделились бы на враждующие лагеря и фракции. А вот Дункан-Смит, - взяв иные уже интонации, запела дифирамбы Тэтчер, - хоть и абсолютно неопытный политик и вообще малознакомый широкой публике человек, но вполне мог бы подойти для председательского поста, да и вообще, процитировала Тэтчер в заключение Оскара Уайльда: "Опыт - это имя, которое каждый дает своим ошибкам".
Но и у Кларка нашлись свои авторитетные лоббисты, в частности преемник Маргарет Тэтчер в партийном руководстве и в правительстве Джон Мейджор. Однако главную поддержку Кларку оказала в последние недели большая группа ведущих британских менеджеров и предпринимателей. По их мнению, он прекрасно зарекомендовал себя в качестве министра финансов, а если бы когда-нибудь поселился на Даунинг-стрит, 9 - то есть в лондонской резиденции премьер-министра Великобритании, - то наверняка "сумел бы создать подходящую экономическую и социальную атмосферу в стране, пригодную для нового расцвета предпринимательства".
Весьма важным аргументом в выборе между двумя главными претендентами для многих в консервативной партии служит отношение каждого из них к деятельности Европейского союза и конкретно к скорому вводу в оборот общей пока для 12 стран - членов ЕС валюты - евро. Благосклонность, с какой относится к евро Кларк, предстает вызывающей в глазах многих представителей, так сказать, консервативного крыла внутри партии, к коим можно отнести и Тэтчер. А Дункан-Смит, по их мнению, может поддержать принципиальную линию независимости по отношению к остальной Европе и уже сейчас доказывает это достаточно энергично.
Выходящие порой за допустимые рамки общественной дискуссии распри между представителями обоих внутрипартийных лагерей, набравшие максимальные обороты в последние недели, во многом связаны и с тем, что впервые в своей длительной истории тори будут избирать лидера путем голосования всех, примерно трехсот тысяч членов партии. Сегодня - последний день, когда листки со своим вердиктом каждый из членов Консервативной партии, регулярно уплачивающих взносы, может отослать в ближайший партийный секретариат.
Изменит ли что-либо в деятельности тори и в их позиции на общественной сцене Британии нынешнее голосование, предвидеть непросто. Майские парламентские выборы еще раз убедительно продемонстрировали массовый отлив к лейбористам представителей бывшей опоры консерваторов - среднего класса. Судя по последним опросам населения, тори остались сейчас верны в основном владельцы небольших предприятий в промышленности и сфере обслуживания, фермеры, транспортники. Средний возраст сторонников партии с каждым годом растет и сейчас достиг примерно 64 лет. Все эти показатели, по мнению британских политологов, работают скорее на более молодого и энергичного Дункан-Смита.
Однако пресловутый консерватизм тори нередко сказывается и во внутриполитических решениях.