0
803
Газета В мире Интернет-версия

11.09.2001 00:00:00

Непросто пересесть с автомобиля на ракету

Николай Тебин

Об авторе: Николай Петрович Тебин - сотрудник Института Дальнего Востока РАН.

Тэги: танэгасима, ракета, h2a


ДВАДЦАТЬ девятого августа персонал японского космического центра Танэгасима вздохнул с облегчением после того, как служба наблюдения сообщила о благополучном выходе на заданную орбиту головной части ракеты Н-2А. Внимание в стране к этому запуску было очень большим, поскольку предыдущие запуски ракет этого типа в феврале 1998-го и ноябре 1999-го, а также ракеты М5 в феврале 2000 года завершились неудачно. Еще один провал, по мнению руководителя Национального агентства по развитию космических исследований Японии (NASDA) С.Яманоути, привел бы к краху национальной космической программы и поставил бы под вопрос способность Японии продолжать разработку собственных ракет.

Поскольку 29 августа запуск был осуществлен в испытательных целях, ракета не несла полезной нагрузки, и в ее головной части содержался трехтонный балласт и шар-отражатель, необходимый для проверки точности выхода на орбиту. В целом этот успех расценивается в Японии как важный шаг к выходу страны на мировой рынок коммерческих запусков.

Еще лет 15-20 назад сами японцы расценивали свою ракетно-космическую промышленность (РКП) как "пребывающую в детских штанишках". С определенной долей юмора они сравнивали достигнутые здесь результаты, например, с объемами производства лапши быстрого приготовления или туалетной бумаги.

В послевоенные годы ракетостроение во всех странах развивалось прежде всего в интересах вооруженных сил. В Японии практическое ракетостроение началось с военных заказов на ракеты класса "земля-земля" "Онест Джон", производство которых было налажено по американским лицензиям в 1955 году. Первые шаги в разработке собственной ракетной техники в послевоенные годы были сделаны в Японии в начале 50-х годов в Научно-исследовательском институте промышленных технологий при Токийском университете, в котором была специальная лаборатория ракетной техники. Несколько позже на ее базе был создан НИИ космоса и аэронавтики. В нем были последовательно разработаны ракеты серий "Каппа", "Лямбда", "Мю", которые обеспечивали довольно активное участие Японии в международных программах по исследованиям околоземного пространства на больших высотах.

Но путь к запуску спутников был достаточно сложен и тернист. С 1966 года было четыре неудачные попытки запустить спутник. Лишь после пятой, в феврале 1970 года, первый японский искусственный спутник Земли "Осуми" вышел на орбиту, но и он имел неполадки на борту и перестал передавать информацию после нескольких витков вокруг Земли. Не обходилось без срывов и при запусках некоторых последующих спутников. Это был период накопления опыта. Все эти запуски финансировались государством.

Уже на первых этапах развития космической техники встал вопрос о необходимости особой организации, которая консолидировала бы структуру ракетно-космической программы. Поэтому в середине 1969 года специальным решением парламента было учреждено Национальное агентство по развитию космических исследований с задачей создания ракет для практических целей, прикладных спутников, строительства необходимых наземных сооружений и объектов.

Не остался в стороне от космических программ и частный бизнес. Руководство Федерации экономических организаций Японии (Кэйданрэн), штаба крупных японских корпораций и отраслевых ассоциаций страны, создало в своей структуре Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Позднее он был преобразован в Совет содействия освоению космоса. О мирных целях в названии упомянуто не случайно. Мирному направлению развития отраслей промышленности Кэйданрэн уделяет большое внимание. По этой причине по инициативе руководства Кэйданрэн военная сфера РКП была передана в Японскую ассоциацию вооружений, а ракетостроение - в Японскую ассоциацию авиационной промышленности. В результате в 1974 году была сформирована Японская ассоциация авиакосмической промышленности.

Считается, что Кэйданрэн вырастил космическую промышленность страны. Его аналитические органы внимательно следят за всеми крупномасштабными космическими проектами в мире и оценивают возможности участия Японии в них или организации собственных работ. Руководство Кэйданрэн советует правительству, какой компании и что поручить, кому, в какой форме и на каких условиях передать тот или иной заказ. Советы весьма конкретные и деловые, поскольку потенциал каждой компании Кэйданрэн хорошо известен.

Шаг за шагом совершенствовались японские ракеты-носители. В июле 1986 года ракетой Н-1 было запущено сразу два спутника - геодезический и ретрансляционный. Ракета характеризовалась как достаточно надежная и перспективная. Однако при производстве Н-1 использовались американские технологии, что накладывало определенные коммерческие ограничения на ее использование. Нельзя, например, было запускать спутники третьих стран.

Этапным стал запуск в феврале 1994 года ракеты Н-2. На ее создание было израсходовано 270 мрд. иен, но эти затраты были оправданы уже тем, что Японии удалось преодолеть зависимость от США. Ракета была изготовлена с использованием только японских технологий, и страна получила возможность запускать спутники третьих стран на коммерческой основе. Однако коммерция предполагает выгодность, а ее ракета Н-2 обеспечить не могла, хотя готовиться к выходу на рынок по запуску спутников японские компании начали еще в конце 80-х годов, вырабатывая условия объединения усилий различных частных компаний. В результате в июле 1990 года был создан консорциум "Рокет систем" с задачей коммерциализации использования еще разрабатываемой в то время ракеты Н-2. В консорциум вошли 73 фирмы, включая банки и страховые компании. Консорциум отвечает за все этапы работ - от производства ракет и спутников на предприятиях своих членов до практических запусков.

Однако выйти на рынок по запуску спутников с ракетой Н-2 было практически невозможно. Чтобы конкурировать с ракетами европейского консорциума "Арианспейс" и американскими корпорациями, нужно было увеличить полезную нагрузку для вывода спутников на геостационарную орбиту с 2 т до 4 т и снизить стоимость запуска с 19 млрд. иен до 8,5 млрд. иен. В модификации Н-2А это достигнуто. Казалось, что выход на рынок коммерческих запусков уже осуществлен, поскольку были заключены контракты с компаниями спутниковых навигационных систем на запуски нескольких спутников. Однако неудачи 1998 и 1999 годов привели к тому, что большинство контрактов было расторгнуто.

На ошибках учатся. Главный вывод, который был сделан японскими производителями ракет, - ошибки в ракетостроении обходятся весьма дорого. В этой отрасли нельзя рассчитывать на метод проб и ошибок, как, например, при разработке новых моделей автомобилей, когда на испытаниях для выявления оптимальных решений разбиваются десятки образцов. В ракете Н-2А содержится 270 тысяч деталей и узлов, и большинство жизненно важны. Следовательно, говорят в интервью японские специалисты, нужно отрабатывать тщательнейший контроль за качеством, создавать систему ответственности по всей цепочке процесса.

Руководство "Рокет систем" надеется, что нынешний успешный запуск позволит восстановить доверие к японской ракетной технике. Но все еще с большим волнением ждет очередных пробных запусков, которые запланированы на январь и февраль будущего года.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
574
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
386
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
233
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
333

Другие новости