РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ отношения находятся в высшей точке своего развития за последние 40 лет. Обмены визитами высших руководителей страны проводятся по меньшей мере ежегодно. В этом году во время июльского визита Председателя КНР Цзян Цзэминя в Москву китайский лидер и президент Владимир Путин подписали итоговый договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, определяющий основу наших взаимоотношений на ближайшие тридцать лет. И вот уже седьмого сентября на очередную встречу глав правительств, которая на этот раз состоится в Санкт-Петербурге, приезжает китайский премьер Чжу Жунцзи.
В отличие от общеполитических вопросов, обсуждаемых на встречах глав государств, на регулярных встречах глав правительств рассматриваются конкретные проблемы экономического сотрудничества. Китайский премьер, пользующийся большой популярностью на родине, обладает репутацией эффективного и практичного реформатора. Он родился в 1930 году, в октябре 1949 года вступил в Компартию, закончил университет Цинхуа - наиболее престижный технический вуз страны, и затем в течение многих лет работал в государственных плановом и экономическом комитетах, где считался чиновником, "разбирающимся в экономике". В 1987 году Чжу стал мэром крупнейшего китайского города Шанхая. За три года работы в Шанхае он значительно стимулировал развитие телекоммуникаций, строительства и связи, а также специальной технологической зоны Пудун, где открылось множество современных предприятий. Став в 1991 году заместителем премьера Госсовета, Чжу показал способность эффективно решать сложнейшие проблемы китайской экономики, поэтому его назначение премьером через семь лет было вполне логичным.
Тот факт, что Чжу Жунцзи, по общему мнению, является прагматиком и не питает никаких особых чувств к России, как, возможно, другие руководители Китая (в частности, Председатель КНР Цзян Цземинь и председатель парламента Ли Пэн, которые учились в СССР и говорят, а иногда даже поют по-русски), превращает переговоры с ним в предмет, свободный от всякой сентиментальности. Это совсем не плохо: стабильные межгосударственные отношения всегда основаны на реальном взаимном интересе. А такой интерес и в политической, и в экономической областях в обеих странах существует. Однако это не означает, что в наших отношениях с Китаем нет проблем. Одна из главных из них, беспокоящая обе стороны, - существенное отставание экономики от политики. Если в политической области, по признанию руководителей двух стран, у нас проблем нет, а по всем важнейшим международным вопросам взгляды Москвы и Пекина близки или совпадают, то положение в области экономического сотрудничества далеко от идеального.
Хотя еще при правлении Бориса Ельцина была поставлена задача довести объем двусторонней торговли к 2000 году до 20 млрд. долл. США, в реальности на протяжении 1990-х годов этот показатель ни разу не достигал 8 млрд. долл., причем в конце десятилетия еще и снижался. Это на порядок меньше объемов торговли Китая с США, да и среди российских торговых партнеров Китай отнюдь не на первом месте. Во многом здесь повинна российская сторона. Китайцы жалуются на необязательность российских поставщиков, которые часто не соблюдают положенные сроки, трудности работы в России, где китайские бизнесмены страдают от произвола правоохранительных органов и мафии. Но и российская сторона часто выражает недовольство китайскими партнерами. Крупные российские компании сетуют, что тендеры в Китае проводятся формально и к российским фирмам относятся с пренебрежением, фактически не допуская их до многих контрактов даже несмотря на более выгодные предложения по сравнению с западными конкурентами.
Все эти проблемы и призваны решить различные межправительственные органы по экономическому сотрудничеству, вершина которых - регулярные встречи глав правительств. Встречи эти последнее время приносят конкретные положительные результаты. Во многом это связано с общей политической и экономической стабилизацией в России, но также и с тем, что обе стороны набрались опыта и научились уходить от пустых деклараций и лучше решать конкретные вопросы сотрудничества. В результате в 2000 году товарооборот России и Китая достиг рекордной цифры 8 млрд. долл., что почти на 40% больше по сравнению с 1999 годом. В нынешнем году тенденция к росту товарооборота продолжалась.
С китайской точки зрения проблемой двусторонней торговли является превышение китайского импорта над экспортом (соответственно 5,77 млрд. долл. и 2,23 млрд. долл. в 2000 году). Но и Россия не вполне удовлетворена тем, что основу ее экспорта составляет вооружение и сырье. Вооружение составляет значительную часть российского экспорта (около 15%). Это не случайно, ведь в этой области Китай может приобрести у России товары такого уровня, доступ к которому на Западе для него закрыт. Для России эта торговля крайне важна тем, что решает важные социальные проблемы (дает работу и зарплату десяткам тысяч рабочих оборонных предприятий) и позволяет развивать сконцентрированный в оборонном секторе технологический потенциал в условиях, когда средств собственного государства явно недостаточно. В то же время Россия хотела бы продавать Китаю и гражданскую продукцию, к которой Пекин проявляет гораздо меньший интерес, часто предпочитая западные образцы, даже несмотря на их более высокую цену. К тому же как в России, так и за рубежом неоднозначно относятся к продаже передовых российских вооружений Китаю, на этот счет существуют самые различные опасения, и с этой точки зрения диверсификация российского экспорта имела бы большое значение.
В этой связи крайне важны некоторые документы, которые предполагается подписать на нынешней, шестой, регулярной встрече глав правительств. Во-первых, специальным протоколом будет создана подкомиссия по связи и информационным технологиям, которая займется развитием сотрудничества в этой наиболее современной области. Во-вторых, что особенно важно, должен быть подписан контракт на покупку КНР пяти российских гражданских самолетов Ту-204-120. Если сделка состоится, она будет означать прорыв российского гражданского авиастроения на китайский рынок, который с середины 80-х годов контролировали США и Западная Европа. И это несмотря на то, что в феврале 1999 года, после катастрофы в Китае самолета российского производства Ту-154М сам Чжу Жунцзи заявлял, что его страна как минимум три года не будет рассматривать предложения о покупке российских гражданских самолетов. Кроме того, во время нынешнего визита китайского премьера должно быть заключено соглашение о разработке ТЭО проекта нефтепровода из России в Китай (с российской стороны в проекте заняты компании "Транснефть" и "ЮКОС", с китайской - Национальная нефтегазовая корпорация, начало поставок нефти в Китай намечено на 2005 год).
Но проблем еще много. Например, несмотря на широковещательные заявления, проект строительства в Китае газопровода от Ковыктинского месторождения в Иркутской области пока даже не начал осуществляться. С серьезными задержками идет строительство с российским участием ТЭС "Иминь" и "Суючжун", хотя Лянюнганская АЭС в провинции Цзянсу вроде бы сооружается четко по графику. Есть также множество юридических, налоговых, транспортных и прочих проблем, решить которые одному государству не под силу. Здесь необходимо активное содействие общественных структур. Большую роль в развитии российско-китайского экономического сотрудничества играет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), а также российская часть образованного в апреле 1997 года решением лидеров двух стран Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития. Обе организации возглавляет один человек, Александр Вольский, большой энтузиаст связей с Китаем и, между прочим, бывший руководитель практики китайского лидера Цзян Цземиня. Не случайно РСПП была поручена организация встречи китайского премьера с деловыми кругами России, которая состоится 10 сентября в Москве. При российской части комитета создан Российско-китайский центр торгово-экономического сотрудничества (РКЦ), ведущий большую работу по развитию кооперации между двумя странами, обеспечению деятельности китайских бизнесменов в России. Сегодня центр занимается организацией выставки "Технологии из России", которая пройдет в апреле будущего года в столице приграничной китайской провинции Ляонин городе Шэньяне. Оргкомитет выставки возглавляет вице-премьер Илья Клебанов.
Однако усилий даже нескольких энергичных деятелей явно недостаточно. Российским предпринимателям и политикам, наверное, надо, как говорят в Китае, "сильнее раскрепостить сознание" и понять, что, несмотря на все языковые, юридические, культурные и прочие проблемы, бизнес с Китаем, нашим ближайшим соседом, на глазах превращающимся в одну из ведущих мировых экономических держав, является делом перспективным и выгодным.