В ЗАПАДНОАФРИКАНСКОЙ Республике Либерия неспокойно. Боевики из "Объединения либерийцев за примирение и демократию" снова взялись за оружие. Атакуя правительственные войска, повстанцы практически сожгли город Кпатазу, расположенный близ границы с Гвинейской Республикой, и пытаются пробиться в близлежащие районы на севере страны. Власти обвиняют соседнюю Гвинею в оказании помощи повстанцам, так как на ее территории за последние 10 лет скопилось полмиллиона либерийских беженцев, и якобы именно из них рекрутируются террористы.
Новая активизация повстанцев грозит окончательно похоронить разработанную еще в 1998-1999 годах либерийским правительством и целым рядом учреждений ООН долгосрочную программу восстановления народного хозяйства страны и структурных социально-экономических реформ с красивым названием "Взгляд на Либерию 2024 года". Эта программа принималась в условиях общенациональной эйфории от победы лидера Национально-патриотической партии Чарлза Гэнки Тейлора на президентских выборах 1997 г., приведшей, как тогда казалось, к завершению многолетней гражданской войны. Тем более что Тейлор, "народная армия" которого накануне президентских выборов сумела отразить иностранную интервенцию (покойный нигерийский диктатор генерал Абача брал на себя роль регионального жандарма) действительно выглядел национальным героем. Минувшие четыре года, однако, показали, что, будучи харизматическим лидером, президент Либерии слишком увлекся амбициозными проектами и международной политикой, в то время как разоренная страна с целым букетом межэтнических противоречий ждала конкретных мер по восстановлению народного хозяйства.
С привлечением иностранных инвестиций Тейлор затеял многоходовую игру, стремясь извлечь наибольшую выгоду из конкуренции между американскими, германскими, шведскими и тайваньскими компаниями, заинтересованными в разработке либерийских месторождений железной руды, алмазов и золота, в результате чего попал под град обвинений в организации нелегальных коммерческих операций. Одновременно он установил тесные связи с повстанцами в Сьерра-Леоне - и опять оказался под огнем критики. ООН даже грозила санкциями, обвиняя Либерию в поставках сьерралеонским инсургентам оружия в обмен на алмазы. Чтобы избежать разрыва с международным сообществом, весной нынешнего года либерийское правительство запретило импорт в страну нешлифованных драгоценных камней.
Положение усугубляется тем, что правительство Тейлора оказалось в состоянии острой конфронтации с Великобританией, до недавнего времени бывшей для Либерии одним из ведущих торговых партнеров и инвесторов. Тейлор потребовал ухода британских военных из Сьерра-Леоне, куда Лондон направил десантные части в помощь правительственным войскам. В ООН именно Великобритания выступает в качестве самого бескомпромиссного критика либерийских властей. Президент Тейлор, в свою очередь, неоднократно заявлял, что британское правительство ввело свои войска в Сьерра-Леоне, не имея на то мандата Совета Безопасности ООН, и их пребывание в соседней стране только дестабилизирует ситуацию. По его мнению, англичане уподобляются нигерийским "миротворцам", пытавшимся навести порядок в Либерии и Сьерра-Леоне в 1995-1997 годах.
Вряд ли кто из лидеров западноафриканских государств может сегодня позволить себе ссориться с такими странами, как Великобритания. Либерийская оппозиция давно уже обвиняет президента в авторитаризме, в полном игнорировании конституционных принципов свободы слова. После закрытия ряда оппозиционных газет оппоненты президента взялись за интернет. В столице страны Монровии открылось пять интернет-кафе, но все они тут же были поставлены под жесткий контроль президентской службы безопасности. На "интернетовской" почве ухудшились даже традиционно дружественные американо-либерийские отношения: когда американская компания Atlantic Wireless Incorporated получила лицензию на предоставление провайдерских услуг и уже смонтировала оборудование, ее деятельность была запрещена властями, поскольку американцы установили контакты с оппозиционными президенту журналистами.
Таким образом, в Либерии начинается новая эскалация внутриполитического вооруженного противостояния. В 1997 году нынешнему президенту удалось победить на проведенных под международным контролем многопартийных президентских выборах. Если ему удастся выйти победителем и из нынешней ситуации, Либерия, быть может, все-таки сумеет преодолеть бесконечные межклановые раздоры, благо популярность Чарлза Тейлора среди рядовых либерийцев все еще достаточно высока. В противном случае будущее этой многострадальной страны представляется столь же безрадостным, как и ее недавнее прошлое. Пока же среди иностранных наблюдателей в Монровии преобладают "афропессимисты", полагающие, что самая первая в Африке республика, получившая сей статус еще в 1847 году, "изжила себя" и обречена лишь на дальнейшую деградацию и распад.