СЕГОДНЯ в Москву с шестидневным рабочим визитом прибывает министр иностранных дел Республики Кипр Иоаннис Кассулидис. В ходе запланированных переговоров с главой российского МИДа Игорем Ивановым предполагается обсудить пути кипрского урегулирования. И нет оснований полагать, что Россия изменит свою твердую позицию в этом вопросе - создание на Кипре двухобщинной и двухзональной федерации.
Сегодня же в австрийском Зальцбурге Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан проведет специальную встречу с лидером турок-киприотов Рауфом Денкташем, в ходе которой попытается убедить последнего возобновить "проксимальные" (непрямые) переговоры под эгидой ООН с президентом Республики Кипр Глафкосом Клеридесом. Если миссия Кофи Аннана увенчается успехом, то с 4 или 6 сентября в Нью-Йорке начнется шестой раунд переговоров лидеров двух кипрских общин, которые, как ожидается, продлятся десять дней.
Переговорный процесс по кипрскому урегулированию был прерван в ноябре прошлого года именно по вине Рауфа Денкташа. По его мнению (читай - по мнению Анкары), Кипр должен быть не федерацией с единой международной правосубъектностью и гражданством, как это предусматривается в документах ООН, а конфедерацией двух независимых государств - Республики Кипр и Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК). Лидер турок-киприотов отказался участвовать в запланированном на январь 2001 года очередном раунде переговоров из-за несогласия мирового сообщества официально признать ТРСК, а его лично - президентом суверенной страны.
Нельзя сказать, что мировое сообщество не уделяло внимания кипрской проблеме. За минувшие с начала агрессии годы были приняты десятки резолюций Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН, осуждающие оккупацию и призывающие руководителей греков-киприотов и турок-киприотов решать накопившиеся межэтнические проблемы исключительно мирным путем. К сожалению, ни одна из них так и не была выполнена Турцией и ее ставленником Рауфом Денкташем.
"Проксимальные" переговоры под эгидой ООН между лидерами двух кипрских общин ведутся с декабря 1999 года попеременно в Женеве и Нью-Йорке. Их участники абсолютно равноправны, но лично не встречаются. "Общение" между ними осуществляется непосредственно через Генерального секретаря ООН или его специальных представителей. Как правило, ни одна из сторон не делает комментариев о ходе переговоров и имеющихся расхождениях по обсуждаемым проблемам. Это является прерогативой генсека ООН Кофи Аннана.
Основная цель диалога такого формата - найти точки соприкосновения для того, чтобы приступить к результативным переговорам по урегулированию конфликта. Однако пока "челночная дипломатия" главы ООН и его спецпредставителей не принесла каких бы то ни было позитивных результатов за исключением одного - на разделенном уже 27 лет острове сохраняется статус-кво. Но кого устраивает такое положение и долго ли оно сможет сохраняться в будущем?
Да, уже более четверти века конфликт не перерастает в "горячую стадию". Сегодня он "заморожен" во многом благодаря тому, что между противоборствующими сторонами стоят подразделения "голубых касок" ООН, контролирующие 176-километровую "буферную зону" (так называемую зеленую линию).
Миротворческая операция ООН на Кипре началась еще в марте 1964 года - за десятилетие до турецкого вторжения. Тогда по стране прокатилась волна кровавых межэтнических столкновений, и контингент войск ООН был введен для нормализации обстановки, главным образом в кипрской столице Никосии. С тех пор мандат на продолжение миротворческой миссии продлевается каждые полгода соответствующим постановлением Совета Безопасности ООН.
Между тем общие расходы на эту операцию уже превысили
1 млрд. долларов. Ежегодно пребывание на острове более чем 1200 "голубых касок" обходится мировому сообществу примерно в 45 млн. долларов, из которых 13,5 млн. выплачивает Республика Кипр, еще 6,5 млн. - Греция, а оставшаяся часть поступает из фонда ООН на проведение миротворческих операций. Кстати, Турция и тем более никем не признанная ТРСК на эти цели не выплачивают ни цента.
Один из самых продолжительных межэтнических конфликтов современности продолжает оставаться неурегулированным, а Кипр сегодня - наиболее милитаризованная точка Европы. Здесь сохраняется присутствие 40-тысячной оккупационной армии Турции, экипированной и вооруженной по последнему слову техники, еще 14,5 тысячи вынуждена держать "под ружьем" пострадавшая сторона - Республика Кипр. Добавьте еще почти 4 тысячи британских военнослужащих, которые расквартированы на двух находящихся здесь "суверенных военных базах" Ее Величества королевы Великобритании.
Понятно, что "худой мир лучше доброй ссоры". Но рано или поздно развязывать "кипрский узел" нужно будет обязательно.