ВЕЧЕРОМ в пятницу в Израиле начинается шаббат, и жизнь в Иерусалиме, как и во всей стране, замирает до вечера субботы. На центральной улице Йафо открыты лишь несколько ресторанчиков для туристов, которых в последнее время стало намного меньше. Мы побеседовали с официантом одного из ресторанов в центре Иерусалима. Болит приехал из Франции два года назад: "За последние полгода число туристов сократилось почти на 80%. Доходы упали соответственно. Если так будет продолжаться и дальше, с бизнесом в скором времени придется покончить. Люди не хотят приезжать в страну, где стреляют. Большинство посетителей - туристы, приехавшие на отдых, а кому нужен отдых, когда звучат выстрелы и по городу ходят военные с автоматами".
Мы идем к Стене плача. У входа стоит полицейский пост: металлоискатели и двое полицейских - мужчина и женщина. Нас осмотрели, обыскали наши сумки. Выяснилось, что полицейский приехал из России: его зовут Семен, ему 24 года.
- Давно вы приехали в Израиль?
- Уже четыре года.
- Как вы чувствуете себя здесь?
- Хорошо. Я собирался ехать в Израиль, поэтому приезд сюда был исполнением моих желаний. Я не чувствую никакой жалости, что покинул Россию, и надеюсь, что никогда не пожалею об этом.
- Мы знаем, что арабы забрасывают камнями евреев, которые молятся у Стены плача. Приходится ли вам как-то применять силу в этих ситуациях?
- Нет, мы не участвуем в этих мероприятиях. Наша задача - только проверять людей, которые подходят к Стене плача. А вот полиция, которая стоит на Храмовой горе, - это ее работа: они занимаются тем, что усмиряют разбушевавшихся демонстрантов.
- А часто случаются нападения?
- К счастью, не очень часто. Вот на прошлой неделе был случай, когда подростки кинули несколько камней в сторону евреев, идущих молиться к Стене плача: они недовольны тем, что израильская полиция не всех арабов пропускает в их мечеть. Полиция не пускает молодежь, которая агрессивно настроена, те обижаются и кидают камни. Отчасти их тоже можно понять, но порядок есть порядок, и безопасность здесь превыше всего.
Из Старого города до гостиницы мы добирались на такси. Таксист - репатриант из России Борис - поинтересовался, как мы чувствуем себя в Израиле. Мы ответили, что нам здесь нравится. Он улыбнулся: "Ну, тогда чаще ездите на такси!" - и включил посильнее кондиционер. Борис живет в квартале Гило на окраине Иерусалима, который с недавних пор подвергается обстрелам со стороны арабского городка Бейт Жала.
По словам Бориса, не проходит и дня, чтобы со стороны Бейт Жалы не звучали выстрелы: "Обычно это происходит ближе к вечеру, в сумерках. Бейт Жала еще несколько лет назад был самым спокойным пригородом Иерусалима. Мы часто ездили туда за покупками, там было много магазинов, базаров, хороших кафе, где делали прекрасный кофе". Бейт Жала - район, где раньше проживали арабы-христиане, но с недавних пор их начали вытеснять арабы-мусульмане: кто-то уезжает по своей воле, кого-то вынуждают уехать силой. А на крышах опустевших домов обосновываются боевики: с этих позиций очень удобно обстреливать Гило. Израильская армия отвечает на эти обстрелы, в Жалу входят армейские подразделения. И теперь уже никто не ездит из Гило в Бейт Жалу ни за покупками, ни в кафе: это очень опасно.
На следующий день мы отправились в Гило. Улицы совершенно пусты. Вдоль окраины квартала - бетонная стена: она призвана защитить жителей района от пуль снайперов. Стена тянется на несколько километров и совершенно закрывает вид на долину. Видимо, из-за этого несколько художников разрисовали бетонную стену, изобразив пейзажи, которые некогда можно было рассматривать с улиц Гило. Окна многих домов заложены мешками с песком: ближе к вечеру, когда в домах зажигают свет, снайперы стреляют в основном по окнам. Практически каждую неделю здесь бывают раненые: за последнее время в этом районе были ранены 8 человек. Обстрелы идут практически постоянно, но, к счастью, пули не всегда достигают цели.
Мы шли вдоль стены, когда мужчина из проезжавшей машины помахал нам рукой и сказал, чтобы мы ушли подальше от этого места: "Здесь стреляют". Мы послушались совета и пошли в глубь квартала. На перекрестке - группа что-то оживленно обсуждающих людей. Внезапно один из беседующих произносит несколько слов по-русски. Это Владимир - он приехал в Израиль три года назад и сразу поселился в Гило. "Этот район был одним из самых лучших спальных районов Иерусалима. Здесь очень много новых домов - красивых, со всеми удобствами. Здесь удобно жить. Однако теперь люди стараются как можно меньше ходить по улицам, особенно в той части квартала, которая выходит на Бейт Жалу, и особенно вечером и в сумерках. Каждая машина, припаркованная у стены дома, выходящего на Бейт Жалу, может стать объектом обстрела. Едва ли палестинцы хотят таким образом насолить автолюбителям, просто до недавнего времени у людей была привычка разговаривать, сидя в машине. Этим снайперы и пользовались".
Чуть ниже, уже за городом, в долине возле дороги, расположен блокпост израильской армии, окруженный бетоном, палатки и танк. Первое впечатление - на блокпосту никого нет. Однако стоило нам подойти на 15 метров, как из-за бронетранспортера вышел боец с автоматом и направился в нашу сторону. При этом лицо его было отнюдь не приветливым. Представляемся журналистами, показываем свои удостоверения. Это несколько успокоило солдата, однако он не пожелал ни разговаривать, ни фотографироваться с нами: любое действие невоенных на территории израильской армии должно регламентироваться военным начальством. "Я с удовольствием с вами сфотографируюсь и побеседую, и даже попью пивка, если мой генерал позволит мне это сделать", - с улыбкой ответил он на наш первый вопрос. Мы попытались задать еще несколько вопросов, но ответ был однозначный: "Нет, нет - только после приказа генерала".
Иерусалим
***
ЗА ПОСЛЕДНИЕ несколько суток обстановка на Ближнем Востоке еще более обострилась. В субботу и воскресенье самолеты израильских ВВС и танки нанесли несколько ударов по объектам на территориях Палестинской автономии, главным образом по зданиям штабов палестинской полиции, в которых, согласно утверждениям израильских властей, готовятся планы по подготовке террористических актов.
На рассвете в воскресенье самолеты израильских ВВС нанесли удары по некоторым целям, расположенным на территориях Палестинской автономии. В результате атаки уничтожены несколько штабов палестинской полиции в секторе Газа и в арабской деревне Кфар-Сафит, в районе Наблуса, на Западном берегу реки Иордан. Ранения получили восемь палестинцев.
До этого, в ночь на воскресенье, израильские воинские подразделения при поддержке бронетехники вновь входили в так называемую "зону А", в секторе Газа. Сообщается, что израильские армейские подразделения уничтожили несколько палестинских позиций на востоке и юге Рафияха, а также три палестинских блокпоста в районе границы с Египтом. Согласно поступившим данным, в результате боев убит палестинский офицер и пятеро палестинцев получили ранения. Всю ночь с минаретов мечетей в Газе звучали призывы к палестинцам взять в руки оружие и защищать свои дома.
Поздно вечером в воскресенье израильские танки обстреляли здание палестинской полиции в пригороде Рамаллы, возле еврейского поселения Псагот. Согласно палестинским данным, ранены трое палестинцев. В то же время с вертолета было обстреляно здание полицейского участка в Тулькареме. По зданию было выпущено семь ракет.
Как подчеркивают израильские власти, все эти операции проводятся в ответ на террористические акты со стороны палестинцев, а также на нападения на израильских военнослужащих, закончившиеся их гибелью. Так, трое израильских военнослужащих были убиты и еще семь получили ранения в субботу утром в результате нападения палестинцев на укрепленный пункт израильской армии к югу от еврейского поселения Гуш-Катиф в секторе Газа. Поздно вечером в субботу два израильтянина погибли и трое получили ранения различной степени тяжести в результате обстрела их автомашины вблизи Иерусалима, на шоссе Иерусалим-Модиин. Все пострадавшие - члены одной семьи, среди раненых двое детей.
В ночь на понедельник состоялось заседание израильского "узкого" кабинета министров - по вопросам политики и безопасности. Сообщается, что для его проведения премьер-министр Израиля Ариэль Шарон прервал свой отпуск. На заседании было принято решение "продолжить борьбу против террора". Это означает ставку Израиля на дальнейшие "жесткие" действия его армии против палестинцев в связи с каждым нападением на израильских граждан.
Ранее премьер-министр Ариэль Шарон уже указывал, что ни один террористический акт против израильтян не будет оставлен без ответа. Однако на столь решительные действия против палестинцев израильтяне идут впервые. При этом, как отмечают некоторые наблюдатели, очень часто конкретные палестинские объекты не имеют никакого отношения к тем или иным террористическим актам, а удары по ним проводятся согласно какой-то "собственной программе" израильских вооруженных сил и спецслужб.
Между тем министр национальной безопасности Израиля Узи Ландау указал в воскресенье на встрече с правозащитниками из США в Иерусалиме, что "Израиль пока еще даже не начинал по-настоящему бороться с палестинским терроризмом. И эта война будет, без сомнения, продолжительной, поскольку вести мы ее будем до тех пор, пока от экстремистов не останется и следа".
Тель-Авив