В МИНУВШЕЕ воскресенье на Корсике при большом скоплении народа хоронили видного лидера националистского движения, руководителя подпольной организации "Армата корса" Франсуа Сантони, убитого по возвращении со свадьбы своего друга. Перед изрешеченным пулями телом своего шефа члены его военизированного формирования поклялись отомстить. В нынешнем году это уже пятнадцатое убийство по политическим мотивам на Корсике.
Жизненный путь Сантони выглядит как целеустремленная борьба за независимость острова. Он был членом различных экстремистских партий и группировок, неоднократно судим, сидел в тюрьмах. В конце концов вошел в непримиримый конфликт со своими соратниками по борьбе и образовал собственную организацию "Армата корса".
Дело в том, что некоторые из двадцати действующих на острове националистских организаций, встав на путь переговоров с французским правительством, приняли в целом выработанный Парижем план преобразований на Корсике, предусматривающий, в частности, предоставление больших свобод и самостоятельности для местных органов самоуправления. Сантони и его сподвижник Росси выступили решительно против переговоров с Парижем, посчитав, что обещания властей весьма далеки от удовлетворения требований о полной независимости. В итоге Росси был убит в августе прошлого года, Сантони постигла та же участь ровно год спустя - практически день в день.
Между тем родственников Сантони удивляет одно обстоятельство: как могло произойти убийство, если он постоянно находился под неусыпным наблюдением секретных служб полиции, поскольку фигура этого радикально настроенного деятеля вызывала у властей тревогу?
Корсика сегодня представляет собой взбудораженный недовольством и распрями остров. С одной стороны, не угасают сепаратистские настроения, вылазки террористов, добивающихся отделения от Франции, обретения государственной самостоятельности. При этом причины таких требований выстраиваются в логичный ряд: местные жители говорят на своем языке (диалект итальянского); налицо отсталость от континента в экономическом развитии и уровне жизни; корсиканцев также вдохновляет пример средиземноморских островов Мальты и Кипра, которые обрели суверенитет сравнительно недавно.
С другой стороны, в среде самих националистических организаций и группировок нет не только единства и общей линии в отношении Парижа, а идет самая настоящая гражданская война, помноженная на принцип кровной мести. Центральная власть, располагая мощным полицейским аппаратом и соответствующими службами, могла бы как-то приглушить накал страстей и приостановить кровопролитие, однако этого не происходит. Создается впечатление, что подобные междоусобицы островитян даже на руку Парижу. Корсиканская тема внесла разлад и в правительство Франции, из состава которого из-за несогласия с либеральными уступками националистам вышел министр внутренних дел Жан-Пьер Шевенеман. Представители же партии "зеленых" требуют еще больших уступок и освобождения осужденных корсиканских террористов.
Париж