Сообщения американских и индонезийских СМИ о возобновлении Соединенными Штатами военной помощи Индонезии напоминают многосерийный рассказ на тему игры в кошки-мышки. То появляются заявления высокопоставленных чиновников различных уровней от сенатора до министра обороны и госсекретаря со ссылками на президента Буша о благожелательном и непременном возрождении находящегося под эмбарго сотрудничества США с вооруженными силами Индонезии, то вдруг идут отказы от этих планов и повторы обвинений в нарушениях прав человека индонезийскими военными руководителями.
Последним тоже приходится менять свой настрой. Приветствия генералами благих намерений американской стороны сменяются заявлениями о поисках альтернативных источников приобретения военной техники. В частности, главком военно-воздушных сил Индонезии маршал авиации Ханафи Аснан на днях заявил, что в целях уменьшения зависимости от США правительство срочно ищет иных поставщиков авиамашин. При этом главком подчеркнул потенциальные возможности сотрудничества с Россией, с которой около пяти лет назад были начаты проработки вариантов поставок самолетов МиГ-29, Су-27, Су-30МК.
Индонезийские политики и военные уже имеют опыт масштабного оснащения своих вооруженных сил советской техникой, причем не обусловленный никакими политическими условиями. В свое время первый индонезийский президент Сукарно безуспешно пытался приобрести новое вооружение для армии на Западе. Москва на его просьбу ответила положительно. По соглашению 1960 года ВМС Индонезии получили 70 боевых и вспомогательных кораблей и ракетные комплексы береговой обороны. Морская пехота была оснащена 100 плавающими танками ПТ-76, стрелковым и артиллерийским вооружением. ВВС получили 80 самолетов Ту-16 и 80 истребителей МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21. Как в советских вузах, так и непосредственно в Индонезии было подготовлено около 20 тысяч военных специалистов. Новые военные кадры и новая техника помогли Индонезии отстоять независимость и целостность государства.
В период режима генерала Сухарто индонезийские вооруженные силы были переориентированы в основном на американскую технику. Однако и Сухарто со временем согласился на приобретение российского вооружения, в частности, самолетов Су-30, продемонстрированных в 1996 году на авиавыставке в Джакарте. Тогда сделка сорвалась из-за разразившегося в Азии крупнейшего финансово-экономического кризиса. А отказ от новых закупок американских самолетов, кроме их высокой стоимости, был вызван и некоторыми политическими требованиями со стороны США, затрагивающими, кроме прочего, и исповедуемый руководством страны принцип неприсоединения.