ПРЕМЬЕР-МИНИСТР Великобритании Тони Блэр, самый молодой глава британского правительства с 1812 года, в июне второй раз подряд привел свою партию к победе на парламентских выборах в Соединенном Королевстве, обеспечив лейбористам 62,7% мандатов в Палате общин. Главной причиной такого триумфа стала высокая оценка избирателями того курса реформ, который лейбористы под руководством Блэра проводят с 1997 года, преобразуя традиционное государство, модернизируя его структуру и функции.
По существу, этот проект всеобъемлющей модернизации страны развивает разработанную лейбористами концепцию "третьего пути", которую Блэр выдвинул в 1998 году как рецепт "модернизации социал-демократии в меняющемся мире". В соответствии с этой концепцией строительство стабильного, процветающего, открытого общества требует сочетания ориентиров как левого, так и правого ("третий путь"). За последние четыре года лейбористам удалось добиться заметных успехов в поддержании динамизма британской экономики, повышении уровня жизни и социальной защищенности народа, разрядке узлов напряженности в обществе, укреплении влияния страны на международной арене.
Правда, в последней избирательной кампании сам ярлык "третий путь" (как, кстати, и "социал-демократия") больше не употреблялся, однако поиски оптимального совмещения идеалов социальной справедливости, демократии, индивидуальной свободы и рыночных механизмов, судя по всему, остаются определяющими векторами "радикальной программы британского обновления".
Стратегическим приоритетом остается при этом обеспечение стабильного развития экономики с акцентом на повышение уровня образованности и профессиональной квалификации трудящихся, на обновление технологии и рост гибкости механизмов управления.
В ряд главных задач на ближайшее время выдвигаются и реформирование "общественных служб" (государственные и муниципальные органы здравоохранения, образования, коммунального хозяйства, транспорта, полиции), и перестройка "государства благосостояния", т.е. систем соцобеспечения по принципу "работа для тех, кто может трудиться, забота о тех, кто не может". Особо отмечается необходимость реформирования структуры органов самоуправления по принципу "сочетания полномочий и ответственности", налаживания здоровых межрасовых отношений и совершенствования охраны общественного порядка.
В итоге возникает эскиз "общества стабильной экономики, где упорный труд вознаграждается растущим жизненным уровнем, где каждый получает образование и медицинское обслуживание мирового класса, может наслаждаться достойной старостью, чувствовать себя в безопасности в сильной общине, гордиться тем, что он британец".
Лейбористы, которых и так упрекают в увлечении дирижистскими методами руководства, ущемляющими, мол, традиционные британские свободы, не могли не подтвердить свое намерение не ослаблять внимания к проблеме бюрократизации - от принятия специальных кодексов поведения чиновников, в т.ч. высших должностных лиц, до внедрения Интернета так, чтобы к 2005 году в режиме так называемого "e-Government", смогло функционировать 100% государственных учреждений. Линия на децентрализацию предполагает передачу дополнительных полномочий на низшие уровни аппарата, а также партнерство с автономными властями Шотландии, Северной Ирландии и Уэльса. В общей форме заявлено о стремлении продолжить реформу Палаты лордов, хотя другие аспекты конституционной реформы (реформы избирательной системы и Палаты общин, автономизация собственно английских регионов) пока остались в тени.
Уточняя роль правительства в реформах, Блэр указал, что Британии "нужно государство активное, но дающее людям возможности, а не состоящее при них нянькой; государство, которое делало бы дело вместе с людьми, а не вместо них".
Одним из методов умерения дирижистских аппетитов чиновничества считается расширение отношений партнерства государства с частным сектором. Примечательно, однако, что налаживание такого партнерства, непросто складывавшегося и у предыдущего лейбористского правительства, стало источником первого политического кризиса, с которым новый кабинет столкнулся уже во вторую неделю своего существования. Речь идет о волне протестов, которую подняли в парламенте и в СМИ представители левого крыла лейбористской партии и профсоюзов по поводу намерений правительства расширить привлечение частного сектора к реформированию Национальной службы здоровья - бесплатной системы медицинского обслуживания, введенной еще в 1948 году и неизменно рассматриваемой ревнителями ортодоксии как оплот истинно социалистических ценностей. Реагируя на такую критику, сам Блэр уже заявил, что ссориться с профсоюзами не намерен. Министр же здравоохранения Милберн разъяснил, что приоритет государственного сектора в любом случае будет сохранен, а медицинское обслуживание для всех пациентов останется бесплатным.
На международной арене новое лейбористское правительство намерено продолжить курс на всемерное использование глобализации для "возвращения Великобритании ведущего места в мире". Под этим подразумевается, очевидно, дальнейшая активизация участия страны в международном общении, прежде всего с целью расширения экспорта британских товаров, услуг и капиталов.
Выступая в парламенте, новый министр иностранных дел Джек Стро обещал использовать влияние Лондона в мире, чтобы "помогать противостоянию тирании, угнетению, нищете, конфликтам и людским страданиям". Обещая поощрять повсеместное соблюдение прав человека и поддерживать "тех, кому отказали в их соблюдении". Вместе с тем новый кабинет не спешит уточнять, какими именно методами он намерен поддерживать свои идеологические пристрастия на международной арене и таким образом оставляет за собой определенную свободу рук, которая, как известно, уже не раз (например, на Балканах и в Ираке) приводила Лондон к трениям с Москвой и Пекином.
Основой национальной безопасности Великобритании по-прежнему считается взаимная поддержка, которую обеспечивают друг другу члены НАТО. В тоже время будет продолжено совершенствование - "в ответ на вызовы, возникающие в мире после холодной войны" - и собственно британских вооруженных сил, "лучших вооруженных сил в мире". Сохраняют свое значение британские силы "минимального ядерного сдерживания" в опоре на американские баллистические ракеты на подводных лодках "Трайдент". С другой стороны, Лондон поддерживает Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия, подталкивает США и Россия к дальнейшему сокращению своих ядерных запасов.
В этой обстановке стратегической задачей лейбористов остается укрепление тесного союза Соединенного Королевства с США на основе культурной и идеологической близости. Кабинет пока уходит от однозначной поддержки новейших американских планов создания национальной противоракетной обороны. В Лондоне согласны с тезисом Вашингтона о необходимости думать над способами парирования новых угроз безопасности, но настаивают, чтобы американская сторона консультировалась при этом со своими союзниками, а также с другими ведущими государствами, в первую очередь с Россией.
Другой пример британского посредничества - стремление Лондона играть роль балансера между США и Европейским союзом. В ЕС лейбористы добиваются для Великобритании лидирующей роли, хотя не собираются пока менять своего осторожного подхода к углублению европейской интеграции. С одной стороны, в Лондоне не просто рассчитывают на существенное усиление способности ЕС выступать в качестве мощного центра политического, экономического и культурного влияния в мире, но и надеются сыграть в этом усилении лидирующую роль. С другой стороны, кабинет выступает против превращения Евросоюза в федеративное государство, своего рода "Соединенные Штаты Европы", и объявил, что Соединенное Королевство сохранит право вето на "ключевые вопросы национального суверенитета, такие как налоги и контроль на границах". Сдержанным остается в Лондоне подход к участию в единой европейской валюте "евро": кабинет, кажется, не собирается проводить референдум о присоединении Соединенного Королевства к этой валюте в ближайшее время.
Наконец, важнейшим направлением деятельности британского правительства остается участие в решении глобальных проблем: в профилактике и регулировании конфликтов, контроле за распространением оружия массового уничтожения, борьбе с терроризмом, наркотрафиком и другими видами организованной преступности, охране природы. В частности, обещано строго выполнять обязательства по протоколу Киото. Лондон - за возобновление всемирных торговых переговоров и, кстати, за прием в ВТО России.
В борьбе с "позором глобальной нищеты" британцы хотят "заставить глобализацию лучше работать на бедных всего мира". Сама Великобритания предполагает увеличить свою помощь на нужды развития к 2003-2004 годам до 0,33% своего ВНП, до 3,6 млрд. фунтов.
Описанные подходы нового британского правительства к реформированию внутренней и консолидации внешней политики Соединенного Королевства делают его, как представляется, важным, хотя и непростым, партнером для российского правительства. Собственно говоря, база для развития такого партнерства уже заложена: Великобритания входит в первую пятерку экономических партнеров нашей страны, оказывает ей немалую помощь по самым разным направлениям - от подготовки управленческих кадров и переподготовки военнослужащих, увольняемых в запас, до утилизации ядерного топлива с подводных лодок нашего Северного флота. Еще в прошлое свое премьерство Блэр стал первым лидером натовской страны, установившим личный контакт с президентом Путиным и решительно поддержавшим проводимые им преобразования. 21 ноября 2000 года, в период их очередного (пятого в течение одного года!) свидания, Блэр заявил корреспонденту Би-би-си в Москве: "Наше дело - помочь процессу преобразований в России, а не просто сидеть в сторонке и подавать советы, как быть в ситуации, неизмеримо более сложной, чем все, с чем приходится сталкиваться нам... я думаю, то, что делает Путин, - правильно и для России, и для внешнего мира, и поэтому важно, чтобы мы были рядом, помогая ему в этом".
Владимир Владимирович тоже явно остался доволен. 22 ноября 2000 года он сообщил на пресс-конференции в Москве, что для него встречи и переговоры с премьер-министром Великобритании вообще приобрели характер "неформальных встреч и бесед с человеком, весьма информированным, компетентным и приятным во всех отношениях".