ПРАВИТЕЛЬСТВО не верит, что боевики сдадут оружие и покинут захваченные территории на северо-западе страны, а военнослужащие НАТО должным образом проконтролируют процесс разоружения, руководство боевиков не верит, что власти не тронут их после сдачи оружия, а представители НАТО опасаются, что и после мирного соглашения обе конфликтующие стороны будут бряцать оружием и тем самым поставят под сомнение ввод в страну разоруженческого контингента альянса.
Таковы настроения в Македонии после долгожданного подписания в понедельник вечером договора между руководителями ведущих славянских и албанских партий. Последние представляли за столом переговоров и лидеров так называемой Национальной освободительной армии (НОА), под вывеской которой полгода назад вторглись на территорию Македонии отряды косоваров, прошедших в конце 90-х годов школу войны с югославской армией и полицией, дополненные, как свидетельствует пресса балканских стран, наемниками, рекрутированными в основном из американских офицеров-отставников.
Вымученное с помощью высших чинов НАТО соглашение между представителями двух главных македонских наций предусматривает реформы в госуправлении в пользу албанского меньшинства, составляющего около четверти населения республики, и ответное разоружение подразделений НОА, члены которых получат амнистию, о масштабах которой опять-таки продолжаются споры. Албанский язык станет вторым официальным в северных и северо-западных районах Македонии, где более 20% населения составляют албанцы. Ряды полиции в течение двух лет должны пополнить около тысячи албанцев, но сохранится их подчинение властям в столице страны Скопье. Из Конституции должна быть изъята статья о македонской автокефальной православной церкви как о единственной признаваемой в республике религии. В ближайшее время должен быть также создан специальный орган, регулирующий межэтнические отношения в стране. Лишь после его одобрения в дальнейшем будут приниматься все решения, затрагивающие интересы той или другой нации.
Подписи ведущих политиков под договором сопровождались многочисленными оговорками и дополнительными условиями. В частности, из столицы Скопье и из окопов боевиков по-разному видится уже сам старт разоруженческой акции. На манер гоголевских героев каждая из сторон настойчиво уступает инициативу партнерам: "Нет уж, только после вас!" Руководители НОА намерены сдавать оружие не ранее того момента, когда преимущественно славянский парламент одобрит нынешний договор, а власти, в свою очередь, хотели бы начать ратификационный процесс лишь после того, как боевики сдадут натовцам последний автомат. Одновременно представители обеих сторон практически откровенно ставят под сомнение саму возможность полного разоружения подразделений НОА. Печальной памяти прецедент с Освободительной армией Косово у всех на устах. Ее вооружение практически полностью осталось на складах вновь созданного Корпуса безопасности Косово, отряды которого и составили основу перенесшей огонь войны на территорию Македонии НОА.
Теперь должны определить канву своих последующих действий представители США и НАТО. Выпестованное ими соглашение подписано, стрельба поутихла, значит, пришла пора вводить 3,5-тысячный контингент военнослужащих, представляющих 15 стран - членов альянса. Более чем на треть он состоит из англичан, солидные силы подготовили Франция, Италия и Греция. Остальные государства, включая США и Германию, представлены небольшими подразделениями или боевой техникой. Командовать контингентом назначен генерал-майор Гуннар Ланге из Дании.
По словам посла НАТО в Македонии Ханса-Йорга Айфа, военнослужащие альянса не будут применять силу при разоружении экстремистов, а призваны всего лишь ассистировать им в этой процедуре. Если же она не получится добровольной, то НАТО вынуждено будет прибегнуть к политическому давлению, но ни в коем случае не к военной силе. Оружие натовцы смогут применить исключительно в целях самообороны. И наконец, подразделения альянса имеют право моментально ретироваться из страны, если между правительственными силами и боевиками вновь вспыхнут крупные военные действия.
Дабы у "македонского ястреба", как в среде европейских журналистов порой именуют за склонность к милитаризации конфликта с албанцами премьера Любчо Георгиевского, излишне "не чесались коготки" вновь применить в качестве весомого политического аргумента тяжелую военную технику, западные политики усилили в последние дни нажим на руководство Украины, чтобы оно полностью прекратило поставки вооружений официальному Скопье.
В канун подписания договора предполагалось, что в ближайшее время в Македонию будет доставлено с Украины еще от 10 до 15 модернизированных танков Т-55. Сообщения об этом прессы балканских стран подтвердил посол Македонии в Киеве Владо Блажевский. По его словам, если бы Украина не перебросила в последние месяцы в его страну тяжелое вооружение, позиции официальных властей в противостоянии с албанскими боевиками были бы несравнимо сложнее. Весной и в начале лета Киев поставил в Македонию четыре штурмовика Су-25, четыре оснащенных боевым вооружением вертолета Ми-24 и восемь военно-транспортных вертолетов Ми-8, которые до той поры использовались украинскими подразделениями в составе миротворческих сил на Балканах, а также десяток танков Т-55 и другую военную технику. В июле Киев передал еще четыре вертолета Ми-4. По словам официальных украинских представителей, подобное вооружение может и впредь поставляться Скопье в рамках пятой статьи двустороннего договора о дружбе и сотрудничестве.
В конце июля в Киеве побывали с официальными визитами помощник госсекретаря США Кондолиза Райс и верховный комиссар Евросоюза по вопросам внешней политики и безопасности Хавьер Солана, которые категорически настаивали на прекращении поставок боевой техники одной из воюющих сторон в Македонии. Однако официальный Киев не согласился с этим давлением, считая, что поставляет вооружение единственной правомочной стороне конфликта, то есть правительству Македонии. Предполагается, что позицию украинских властей усиливает поддержка Москвы, которая не вмешивается напрямую в ситуацию в Македонии, но успешно проводит свою линию через Киев.
Вчера в Скопье прибыли первые 15 экспертов НАТО, в задачу которых входит контроль за реализацией условий мирного соглашения. В частности, они должны проследить за отходом боевиков с позиций, завоеванных ими за последние две недели, подготовкой баз для сбора полученного от боевиков оружия и началом процесса ратификации договора между представителями обеих македонских наций. Предполагается, что военный контингент альянса вступит на территорию республики через две недели.