Солдаты бундесвера уже бывали в Тетово.
НА ТОЛЬКО что состоявшейся петербургской встрече министров обороны России и Германии Сергея Иванова и Рудольфа Шарпинга обсуждалась в том числе и ситуация на Балканах, особенно ее македонский аспект. Обстановка подобных бесед обычно не позволяет узнать, что и насколько откровенно говорил немецкий гость. Однако не секрет, что Македония доставляет сейчас Берлину большую головную боль.
Дело в том, что НАТО предписывает бундесверу принять участие в трехтысячном англо-франко-германо-греческом экспедиционном корпусе в Македонии. Миссия вроде бы вполне миротворческая. И тем не менее предполагаемая отправка всего лишь 500 десантников, саперов и солдат некоторых других подразделений бундесвера вызывает в германских политических кругах и в обществе глубокие сомнения.
Оппозиция ХДС/ХСС и СвДП критикует Шарпинга за недостаточную подготовленность вверенных ему вооруженных сил к внешним акциям и обставляет свое согласие на посылку отряда в Македонию рядом трудноприемлемых для правительства бюджетных условий. Пообещав германское участие, федеральный канцлер Герхард Шредер, пожалуй, впервые не может быть уверен в получении необходимого для этого простого большинства в бундестаге. На днях против направления бундесвера в Македонию взбунтовались 28 парламентариев правительственной фракции СДПГ. С ними солидарен и ряд членов коалиционной фракции "зеленых". Как пишет "Шпигель", "страх перед новой военной авантюрой гуляет по всем фракциям".
Парламентарии небеспричинно полагают, что планируемый одномесячный мандат "сборщиков оружия" - это лишь начало долгосрочного пребывания натовских войск в Македонии. Мало кто в Берлине верит, что мятежники с готовностью разоружатся за 30 дней. Все помнят, что первоначально миротворческая миссия бундесвера на Балканах планировалась на один год. Но немецкий контингент находится в Боснии уже пять лет. В 1998 году задача контингента, находившегося в Македонии, ограничивалась прикрытием в случае необходимости наблюдателей ОБСЕ в соседнем Косово, однако затем ему пришлось принимать участие в войне НАТО против Югославии. Сейчас в Боснии и Косово находятся 7000 военнослужащих бундесвера. Македония тоже может надолго стать уже третьим протекторатом НАТО.
Сомнения, по-видимому, терзают и федеральное правительство. Его представитель Уве Карстен-Хайе заявил, что сроки направления бундесвера в Македонию еще не определены. Эта процедура начнется лишь после того, как будут известны окончательные итоги переговоров, удовлетворяющие все стороны.
За всем этим вырисовывается кризис американо-натовской политики на Балканах. Это миротворчество не принесло пока ничего, кроме новых потенциальных и реальных очагов напряжения. Европейские союзники НАТО пытаются понять цели политики и действий США на Балканах, прежде всего в Косово и Македонии, все более убеждаясь в том, что американцы в обоих случаях продолжают оказывать поддержку албанским сепаратистам. Никто так хорошо не осведомлен о финансировании и поставках оружия для ОАК, как ЦРУ, превратившее албанскую секретную службу в свой филиал.
В Косово американцы сотрудничают с ОАК как с союзником. Разоружение ее отрядов превратилось в фарс. В Берлине осведомлены о том, что американские политики, дипломаты и представители НАТО всякий раз смотрели сквозь пальцы на переправку отрядов ОАК в Македонию. Неизвестно как в Петербурге, но в кругу своих западных коллег, сообщала немецкая пресса, Рудольф Шарпинг доверительно говорил о том, что "международное сообщество вело себя непоследовательно" и поэтому несет свою часть ответственности за вспыхнувший в Македонии кризис. При этом подразумевалась прежде всего американская сторона. Немецкий министр обороны возмущался и тем, что боевики ОАК сдают свое оружие на контрольных постах в американском секторе Косово, "а через два километра получают новое оружие и движутся дальше в Македонию".
Стали известны также факты присутствия американских инструкторов в отрядах мятежников в Македонии. 17 человек находились среди 400 боевиков, вывезенных под охраной НАТО из окруженного города Арачиново. Как заявил "зеленый" депутат бундестага Винфред Нахвай, сообщения о бывших американских офицерах, инструктирующих македонскую ОАК, "вновь порождают сомнения в политике США в Балканском регионе". А депутат ХДС Вилли Виммер полагает, что США, очевидно, поддерживают возникновение "благоприятно относящейся к ним Великой Албании" из стратегических соображений. Хотя президент Буш вроде бы призвал "косоваров заниматься своим Косово", европейские сомнения насчет двойственной политики Вашингтона на Балканах и, в частности, в Македонии не развеяны.
Никто, кроме американцев, поддерживающих прямые связи с ОАК и являющихся единственными обладателями в регионе специальных низколетящих разведсателлитов, не осведомлен лучше о передвижениях албанских боевиков в той же Македонии. Поэтому именно им были бы и карты в руки. Однако США препоручают разбираться с вооруженными мятежниками в Македонии европейцам, а сами остаются в стороне. Все это настораживает Берлин, как, впрочем, и других европейцев, и не облегчает принятия решения об участии в новой операции под кодовым названием "Значимый урожай", при сборе которого могут быть любые неприятные неожиданности и даже жертвы.