Пока в северных морях России норвежцы поднимают лодку "Курск" (на снимке справа судно "Майо"), в южных - итальянцы готовятся класть газовую трубу.
В БЛИЖАЙШЕЕ время реализация одного из самых амбициозных экспортных проектов "Газпрома" - "Голубой поток", который напрямую соединит российский газ с турецким потребителем, перейдет в завершающую фазу. До конца года должна быть закончена укладка морской части трубопровода, который пройдет по дну Черного моря. А уже весной "Голубой поток" начнет работать. Российскому бюджету он может принести колоссальную прибыль - 25 миллиардов долларов за 25 лет.
Вчера строительную платформу САЙПЕМ-7000, отправившуюся от берегов Мраморного моря к Краснодарскому краю, встречали на берегах Босфора - в Стамбуле - газопромышленники России, Турции и Италии. Итальянская ЭНИ-СНАМ вместе с "Газпромом" выступает соучредителем компании "Блюстримпайплайн", которая станет владелицей морской части трубопровода. Собственником и оператором сухопутного участка выступает российский газовый монополист.
На важное для газовиков событие постарались позвать всех, кто имел к нему непосредственное отношение. Помимо представителей самого "Газпрома" в Стамбул съехались члены российского Совета Федерации, правительства, включая вице-премьера Виктора Христенко, депутаты Госдумы. Не было только экс-главы "Газпрома" Рема Вяхирева, которому "Голубой поток" обязан больше, чем кому бы то ни было. Его последователь на посту руководителя газовой монополии Алексей Миллер, чувствовавший себя в среде мировых газовых промышленников не так уверенно, как в собственном кабинете, изо всех сил старался "держать марку" и демонстрировал, что он умеет считать деньги. Такую же способность турецкой стороны Миллер оценил довольно высоко. Его поддержал и Виктор Христенко. В Стамбуле он встречался с турецким коллегой, курирующим финансовый блок правительства, и лично убедился, что Анкара сможет "преодолеть экономический спад в короткие сроки". Впрочем, внутритурецкая экономическая ситуация для российских газовиков - не единственная проблема.
Сейчас "Газпром" обеспечивает около двух третей потребностей турецкого рынка. Остальные поставки приходятся на Алжир и Нигерию. Однако с вводом в строй иранского экспортного проекта, что произойдет уже в этом году, относительная доля России в обеспечении энергетических потребностей Турции будет постепенно сокращаться. По прогнозам члена правления "Газпрома" Юрия Комарова, со временем она может снизиться до 40%. Впрочем, пессимизма российских газовиков не разделяют представители правительства. Как заявил Виктор Христенко, он обсудил со своим турецким коллегой возможность участия российских компаний в других энергетических проектах.
Однако не слишком просматривается перспектива строительства Транскаспийского газопровода, предлагавшегося в свое время Западом как альтернатива "Голубому потоку" не в смысле маршрута, а в смысле участия. Видимо, инвесторов у проекта по-прежнему нет, хотя, по словам члена комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи Валерия Язева, идея продолжает обсуждаться.
Куда более серьезная проблема у России возникнет в связи с либерализацией европейского газового рынка. Новые правила заключаются в свободном доступе компаний к трубопроводным системам вне зависимости от того, в чьей собственности они находятся. В связи с этим система долгосрочных контрактов постепенно уйдет в прошлое. Либерализация, кстати, может поставить под угрозу и действующие контракты, что, в свою очередь, сократит как срок окупаемости газотранспортных проектов, так и чистую выручку их участников. Правда, по мнению заместителя председателя правления "Газпрома" Сергея Дубинина, эти тенденции вряд ли могут сказаться на "Голубом потоке", поскольку Турция не так сильно интегрирована в Европу. Однако полностью исключить такую возможность нельзя. Ведь и в России поднимается вопрос о ратификации Энергетической хартии, которая устанавливает новые правила игры. (Последние слушания по этому поводу в Госдуме проводились весной.)
Немало вопросов вызывает и ситуация на внутреннем рынке России. Добыча газа падает, а экспортные поставки возрастают. В связи с этим возникают опасения, что в России может возникнуть дефицит "голубого топлива". Алексей Миллер этих тревог, кажется, не разделяет. По его словам, "Газпром" удовлетворяет потребности российских потребителей". На сей раз не столь оптимистично настроены правительственные чиновники. Как заявил Виктор Христенко, в перспективе такая проблема действительно может возникнуть. И не случайно, что в проекте энергетической стратегии России до 2020 года, которая сейчас обсуждается в кабинете министров, определенное место будет отведено "газовому макроресурсу" Средней Азии, и в первую очередь Туркмении.
Стамбул