В ЭТИ дни в Москве и Вашингтоне отмечают десятилетие подписания первого - и пока единственного действующего - договора, по которому две ядерные сверхдержавы впервые в истории начали сокращать арсеналы атомного оружия. На встрече в Москве в 1991 году президенты СССР Михаил Горбачев и США Джордж Буш поставили подписи под Договором о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, известном теперь как Договор СНВ-1. В то время просто: Договор СНВ. Лишь позже, с началом переговоров по следующему документу в сфере сокращения и ограничения наступательных стратегических систем, оба этих договора стали маркировать цифрами СНВ-1, СНВ-2.
Сегодня, спустя десять лет, значение этого Договора вновь становится очень актуальным и в общем международном контексте, и в рамках двусторонних отношений Москвы и Вашингтона. Только если в 1991 году речь шла исключительно о позитивных аспектах, то в 2001 году в разговорах о стратегических ядерных вопросах все больше негативных тонов. И причиной тому - желание Соединенных Штатов избавиться от Договора по противоракетной обороне 1972 года, на основе которого в течение последующих лет Кремль и Белый дом смогли сначала ограничить, а затем и сократить свои ядерные арсеналы. Кстати, и Договор СНВ-1, о чем прямо сказано в его преамбуле, основывается на обязательствах Москвы и Вашингтона по Договору по ПРО.
Фактически на сегодня Договор СНВ-1 - единственный работающий документ в сфере сокращения стратегических наступательных вооружений. Договор СНВ-2, подписанный все тем же Джорджем Бушем-старшим и Борисом Ельциным 3 января 1993 года, все еще не вступил в силу, поскольку американский сенат до сих пор не завершил процедуру его ратификации.
Сам Договор СНВ-1, протоколы, согласованные заявления, приложения и меморандум к нему, которые являются неотъемлемой частью Договора, занимают три тома общим объемом около 600 страниц. Подробно прописаны различные ограничения, которые берут на себя стороны, а также механизм сокращения, инспекций, заявлений, уведомлений и т.д.
По основным положениям (изложенным, в частности, в статье II), Россия и США обязаны иметь к декабрю 2009 года и в дальнейшем не более 1600 единиц средств доставки, то есть самих ракет: межконтинентальных баллистических (МБР), баллистических ракет на подводных лодках (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков; 6000 единиц боезарядов, которые числятся за развернутыми МБР, БРПЛ и тяжелыми бомбардировщиками.
Кроме того, существуют ограничения на производство, испытания и развертывание новых видов баллистических ракет. В частности, полностью запрещаются тяжелые МБР, "средства, включая ракеты, для вывода ядерного оружия или любого другого вида оружия массового уничтожения на околоземную орбиту или частично околоземную орбиту", баллистические ракеты "воздух-поверхность", ядерные крылатые ракеты воздушного базирования большой дальности с двумя и более ядерными боезарядами.
Кстати, эти ограничения могут стать и препятствием для новых разработок военного ведомства США. В частности, сенсация последней недели - космический бомбардировщик, программу создания которого Пентагон, по словам его пресс-секретаря Крейга Куигли, намерен развивать, попадает под ограничения Договора СНВ-1. Естественно, если предположить, что эта страшилка станет реальностью. Так что Договор СНВ-1 во многом предвидел - за десять лет до того, как американцы вновь вернулись к проекту космического бомбардировщика, - возможность создания такого вида оружия и наложил на его создание и испытание табу.
Буш-младший говорит, что устарел Договор по ПРО, однако в отношении договоров о сокращении вооружений таких заявлений не делал. Сокращение СНВ заявлено как стратегическая цель республиканского президента.
Не менее важным является и тот факт, что в случае одностороннего выхода США из Договора по ПРО Договор СНВ-1 перестанет существовать. Об этом неоднократно говорилось на самом высоком уровне.
В общем, подписанный десять лет назад между СССР и США Договор стал важной составляющей всего комплекса договоренностей в сфере стратегической стабильности, который работал безотказно все эти годы и позволял идти Москве и Вашингтону к дальнейшим сокращениям ядерных вооружений. Но с приходом новой администрации вся эта система оказалась под угрозой.