К НАМ едет Любимый Руководитель Корейской Народно-Демократической Республики товарищ Ким Чен Ир. Как и его отец, Великий Вождь, Солнце Нации и Отец 50 миллионов корейцев покойный товарищ Ким Ир Сен, Ким Чен Ир едет на поезде через всю Россию, так как летать на самолете опасается: не за себя, конечно, просто потеря вождя была бы слишком большой утратой для корейского народа и всего мира, поэтому рисковать нельзя.
Наш сосед КНДР - страна особенная. И не потому, что там правит наследственная диктатура или что ее население крайне бедно: таких стран в сегодняшнем мире немало. Форма власти там уникальна даже по сравнению c самыми экзотическими странами: она объединила все прелести реального социализма с жестокой восточной деспотией времен III династии Ура.
В детстве я думал, что все это сказки, читал журнал "Новая Корея" как юмористический, но затем съездил туда и все увидел собственными глазами: людей, марширующих на работу и с работы строем, дежурных по кварталу, которые могут в любое время зайти в любой дом и спросить, чем там занимаются, магазины, в которых есть товары, но нет людей, так как у них нет денег и все распределяется по карточкам, очереди за капустой и рисом, которые раздают раз в месяц по норме, портреты вождей в каждом вагоне метро, радостная музыка на станциях, толпы соглядатаев, бродивших за мной с угрюмым видом. После распада СССР и прекращения советской помощи в КНДР разразился жесточайший кризис, начался голод, люди питались травой с газонов (правда, по мнению Геннадия Селезнева, возглавлявшего думскую делегацию, за несколько дней визита в КНДР поглотившую такое количество пищи, которое рядовой северный кореец вряд ли видит за всю жизнь, собирание травы на пропитание - не следствие голода, а национальный корейский обычай).
Нужно ли России, мечтающей стать частью современного мира, иметь дело с этим историческим анахронизмом? На этот вопрос нет однозначного ответа. Северокорейский режим исторически обречен. Пять, десять, максимум пятнадцать лет и он исчезнет с политической карты мира, на ней возникнет единая Корея - наш сосед, крупное государство, по населению и экономическому потенциалу сравнимое с Великобританией или Францией. Ее основу, безусловно, составит нынешняя Южная Корея, государство более многонаселенное и экономически развитое, чем КНДР. Поэтому на долгосрочные отношения с Пхеньяном рассчитывать вряд ли стоит. Однако как произойдет воссоединение, вопрос для соседей и для самих корейцев далеко не безразличный. Никому не нужно, чтобы северокорейский режим, накопивший горы самого современного оружия, обрушился внезапно, а голодное население бросилось в соседние страны. Этого прежде всего опасается Сеул, где хорошо знают, что даже Западная Германия испытывает большие трудности в деле инкорпорирования восточной части страны. Южная Корея не так богата, как ФРГ, она сама недавно испытала экономический кризис, да и ГДР по уровню развития значительно превосходила КНДР. Для Сеула было бы гораздо более приемлемо, если бы на севере к власти пришло реформаторское руководство, которое бы подготовило свое население к более современным формам жизни, проведя сначала ограниченные экономические и политические реформы, как это сделало, например, коммунистическое руководство Венгрии при Януше Кадаре. Здесь интересы Сеула полностью совпадают с интересами Москвы и Пекина, которым также выгодно видеть в Северной Корее не хаос - источник различных угроз, но эффективного торгово-экономического партнера. В этом смысле традиционные связи Москвы и Пхеньяна представляют собой значительное преимущество: Пхеньян общается на столь высоком уровне отнюдь не со всеми государствами. Россия, совместно с Китаем и Южной Кореей, должна убедить северокорейский режим в преимуществах рыночных реформ, поддерживать в его недрах реформаторские тенденции, намекая на то, что в этом случае корейским большевикам, вероятно, удастся протянуть подольше, может быть, даже врасти в новую политическую систему в качестве левой или региональной партии, как это произошло с бывшими коммунистами ГДР и некоторых других стран Восточной Европы. Пример Китая или Вьетнама, где правящие компартии сумели сохранить власть путем проведения рыночных реформ, возможно, для Пхеньяна еще более убедителен. Похоже, что там это начали понимать, не случайно Любимый Руководитель уже дважды посетил Китай и, как говорят, с интересом изучал его экономические достижения.
Как показал опыт развития коммунистических государств, перемены должны созреть изнутри. Для этого в обществе должны приобрести влияние силы, хорошо знающие внешний мир, видящие недостатки своего общества и смотрящие на него в исторической перспективе. Развитию этих сил способствует международное сотрудничество, открытие страны для инвестиций, с которыми приходят иностранные фирмы с современным менеджментом, международные новости, изучение иностранных языков, поездки за рубеж. Такое сотрудничество полностью соответствует российским интересам, так как Россия сегодня должна использовать любые возможности по наращиванию торговли и кооперации с соседями, в особенности на Дальнем Востоке, экономическое развитие которого - задача для нас приоритетная.
Для кооперации с КНДР кое-какие возможности существуют. Пхеньян хотел бы восстановить производство на крупных промышленных объектах, построенных с советской помощью (всего их в стране 38). Для этого нужны российские специалисты и оборудование. Лидеры КНДР проявляют интерес к проекту соединения Транскорейской железной дороги с Транссибирской (главное затруднение здесь - в том, что, по некоторым сведениям, северокорейцы в период кризиса разобрали значительную часть магистрали и теперь не могут найти денег на ее восстановление). Наконец, пхеньянский режим хотел бы вновь получать запчасти для вооружения российского производства, которым оснащена его армия, а также некоторые новые виды оружия. Все эти проекты интересны, но к ним необходимо подходить осторожно и реалистично. Во-первых, долг КНДР России, по российским подсчетам, уже составляет 3,8 млрд. долл., причем эта цифра оспаривается Пхеньяном. Будет ли Пхеньян платить наличными, или опять предложит закупать все в долг, который затем придется списать - вопрос далеко не маловажный. Кроме того, вряд ли стоит излишними продажами оружия нагнетать напряженность на полуострове и усиливать чувство угрозы в Южной Корее, сотрудничество с которой обещает гораздо большие выгоды.
В целом России есть смысл сверять свою политику в отношении Пхеньяна прежде всего с Сеулом, вернее, с различными силами представляющими корейский народ. Не нужно забывать, что в глазах корейцев Москва несет ответственность за насаждение на Севере коммунистического режима (как известно, Ким Ир Сен служил в Советской Армии во время Второй мировой войны и был назначен северокорейским лидером Сталиным, а его сын Ким Чен Ир родился в 1941 или 1942 году в Хабаровском крае, где старший Ким учился в пехотном училище, и носил русское имя Юра). Кроме того, северокорейский экономический кризис, во время которого прежде всего пострадали рядовые граждане, тоже был частично вызван действиями Москвы, бросившей в ту пору многих своих бывших союзников. Поэтому жители будущей сильной и единой Кореи сегодня внимательно следят за тем, поможет ли Москва решению проблем полуострова, или останется безучастной.
Что касается Вашингтона, то на него ориентироваться вряд ли стоит. Политика США в отношении Северной Кореи крайне противоречива и направлена прежде всего на внутреннее потребление.
Вероятно, новая американская администрация поняла все же бесперспективность политики изоляции. Возможно, такую небольшую страну, как КНДР, можно заморить голодом, блокадой и изоляцией, в результате чего режим рухнет. Но кому это принесет пользу? Во всяком случае, ни соседям, ни самому корейскому народу, который вовсе не желает умирать с голоду. К тому же опыт Кубы, Ирака, Югославии и других подобных стран показывает, что политика грубого давления часто приводит к обратным результатам: сплочению населения вокруг диктатора, рассматриваемого в качестве национального лидера.
Проблемы корейского полуострова рано или поздно будут решены, однако решаться они будут не по американскому ковбойско-нетерпеливому, а по размеренному восточному графику. В это время России крайне важно поддерживать диалог с Пхеньяном, но вести его нужно исходя из собственных долгосрочных экономических и политических интересов, соотнося свои действия с дальневосточными соседями, с которыми нам жить и сотрудничать в будущем. Визит президента РФ Владимира Путина в Пхеньян летом прошлого года придал этому диалогу новый импульс, и во время нынешнего ответного визита Любимого Руководителя эта позитивная тенденция должна быть продолжена.