Израильские военные направляются к границам Палестинской автономии.
Израиль больше не считает себя обязанным придерживаться соглашения о прекращении огня, принятом в середине июня при посредничестве директора ЦРУ Джорджа Тенета. Договоренности не намерены соблюдать и представители палестинских радикальных организаций. Хотя в реальности соглашение практически не выполнялось. Ни одна ночь в Израиле не обходится без обстрелов поселений, израильских патрулей. За обстрел квартала Иерусалима Гило из минометов ООП возложила ответственность на боевиков военизированного крыла организации ХАМАС. Палестинские власти не заинтересованы в обострении ситуации. В Вифлееме ООП провела переговоры с представителями организаций ХАМАС и "Исламский джихад", надеясь убедить их прекратить подобные акции.
Палестинское руководство заинтересовано в том, чтобы усмирить экстремистские круги. Во-первых, для того, чтобы более позитивно выглядеть в глазах мирового сообщества. Во-вторых, действия террористов вызывают ответную реакцию Израиля, и в результате уже израильских обстрелов гибнут мирные палестинцы.
Обстрел Гило начался в ночь на среду после того, как накануне израильские спецслужбы провели операцию по ликвидации трех активистов движения ХАМАС. Вертолеты выпустили несколько ракет "воздух-земля" по дому в Вифлееме, где они находились. По данным спецслужб, погибшие намеревались совершить теракт в Иерусалиме, на одном из мероприятий проходящей в Израиле "Маккабиады". По словам палестинцев, израильские вертолеты нанесли удар по жилому дому, в котором находились десятки мирных жителей, включая женщин и детей. Число раненых, по их мнению, намного превышает указанные израильтянами цифры.
После обстрела Гило глава израильского правительства Ариэль Шарон заявил, что "новая террористическая акция, направленная против Израиля, вынуждает израильтян отвечать". Подразделения израильской армии, включая бронетанковые части, подошли в среду к границам Палестинской автономии на Западном берегу реки Иордан, но не перешли ее. По заявлению "узкого" кабинета министров, Израиль решил "воздержаться от действий, которые могут повлечь за собой эскалацию напряженности". Тем не менее на совещании кабинета по вопросам безопасности в среду было принято решение продолжить практику нанесения "точечных ударов" по террористам, а также усилить меры по выявлению палестинцев, незаконно находящихся на территории Израиля.
На заседании "узкого" кабинета обсуждался и вопрос создания "заградительной зоны", которая пройдет приблизительно вдоль границ Израиля, существовавших до 1967 года. Буферная зона превратится в полосу препятствий для террористов, там будут установлены электронные заборы, бетонные блоки, вырыты рвы. Заграждения будут охранять армейские патрули и полиция. Подобная идея обсуждалась в Израиле еще в конце прошлого года правительством Эхуда Барака. Создание подобного заграждения вызывает много споров. Прочно закрыть границу невозможно, поскольку социально-экономическая инфраструктура автономии и Израиля едина. Кроме того, незащищенными остаются многие еврейские поселения, построенные на территории, занятой Израилем после 1967 года. Ограждаясь от автономии, Израиль фактически очерчивает свои границы и границы будущего Палестинского государства. Чтобы говорить о легитимном закрытии границ, не подвергаясь нападкам мирового сообщества, нужно действительно признать независимость Палестинского государства. При этом Палестина должна быть государством не только на словах, а иметь возможность существовать автономно от Израиля, что пока маловероятно. Среди противников плана создания буферной зоны есть и израильские левые, и израильские правые.
Последние все сильнее критикуют Шарона, действия которого напоминают бывшего премьера Барака. Согласно популярному сейчас среди правых выражению, Израиль голосовал за "ястреба" Шарона, а получил "голубя" Переса. По их мнению, глава правительства "недопустимо внимательно" прислушивается к советам своего министра иностранных дел, который, как подчеркивают правые, "вообще совершает преступление против своего государства", встречаясь с Ясиром Арафатом. Правые грозят Шарону выходом из кабинета министров и правительственным кризисом.