-ГОСПОЖА посол, в конце июня Москву должен был посетить с официальным визитом президент Бразилии Фернандо Энрике Кардозу. Его визит отложен. Почему?
- Визит президента был отложен исключительно из-за внутренних проблем в самой Бразилии. Основная из них - это острейший энергетический кризис. Правительство предприняло в этой связи ряд мер по ограничению потребления электроэнергии. Поэтому президент посчитал, что он должен быть в это сложное для страны время дома и поддержать свой народ. Визит не был отменен, а всего лишь отложен, и обе стороны обсуждают сейчас новые сроки его проведения. Возможно, он состоится в начале следующего года.
- Как вы оцениваете нынешнее состояние отношений между нашими странами?
- Пожалуй, как самое лучшее за всю историю наших связей. Был период, достаточно долгий, когда в силу идеологических причин существовавшие дипломатические отношения не выходили за рамки торгово-экономического сотрудничества. Практически не было взаимодействий в других областях, например культуры. Сейчас ситуация, конечно, совсем другая. Нет такой области, которая была бы закрыта для сотрудничества.
Бразилия является самым крупным партнером России в Латинской Америке, и Россия имеет важное значение для Бразилии, даже большее, чем некоторые из наших соседей. Это еще раз доказывает, что расстояние не является непреодолимым препятствием. Тем не менее именно недостаточное знание друг о друге мешает развитию наших торговых отношений. Бразильский экспортер расчетлив, он не спешит бросаться в противоположный конец света в поисках удачи. Поэтому я считаю, что наши правительства должны создавать условия для привлечения частного сектора и поиска новых рынков. По-моему, в России многие по привычке считают, что внешняя торговля - прерогатива правительства. Очень часто меня приглашают на заводы посмотреть продукцию. Но это не тот путь, который ведет к быстрым результатам. Я говорю тем, кто меня приглашает на подобные мероприятия, что съездить на их предприятие для меня - отдых, но это не будет иметь для них большого коммерческого смысла. Это вы, говорю я им, должны поехать в Бразилию, поискать там фирму, которая смогла бы представлять ваши интересы, а также принять участие в работе ярмарок и выставок в Бразилии.
- В прошлом году в России побывал с визитом вице-президент Бразилии Марко Масиел, что позволило наметить ряд мер по расширению наших связей. Что нового сделано за это время?
- Во-первых, энергичнее стали работать ранее созданные организации для развития двустороннего диалога, в частности Бразильско-российская межправительственная комиссия по экономическому, торговому и научно-техническому сотрудничеству. Над этой комиссией, в свою очередь, стоит другая, которая так и называется: Бразильско-Российская комиссия высокого уровня. Эта комиссия будет являться высшим инструментом сотрудничества. Она была создана во время встречи президента Бориса Ельцина с президентом Кардозо в Нью-Йорке в октябре 1995 года. Эта комиссия охватывает все направления нашего сотрудничества, все сферы деятельности. Со стороны Бразилии ее возглавляет вице-президент республики, а с российской стороны - премьер-министр Михаил Касьянов. Первое заседание этой комиссии состоялось в июне прошлого года здесь, в Москве, следующее должно состояться в Бразилии в следующем году. Благодаря этой комиссии мы успешно разрабатываем и осуществляем проекты, направленные на развитие таких отраслей, как космическая промышленность и ядерная энергетика.
- А в каких еще областях развиваются наши контакты?
- Мы сотрудничаем в области нефтяной промышленности, так как в Бразилии активно разрабатываются нефтяные месторождения, а также широко используется газ на теплоэлектростанциях. Бразилия не является производителем газа, мы его импортируем из Боливии, Аргентины, строим крупные газопроводы для транспортировки газа в Бразилию. Этот газ широко применяется на строящихся теплоэлектростанциях. Россия оказывает нам техническое содействие и поставляет трубы. Это сотрудничество осуществляется с бразильской государственной компанией "Петробраз".
Работа обеих комиссий направлена, кроме прочего, на укрепление юридической базы наших отношений. В этом году подписано много новых соглашений, и в настоящее время готовятся к утверждению следующие. Наше правительство также стремится поощрять банковские контакты между обеими странами с целью содействия развитию торговых связей.
Организуются совместные встречи предпринимателей по интересам. Например, Бразилия заинтересована продавать мясо в Россию, и бразильские ветеринары приехали в Россию на переговоры с руководством Министерства сельского хозяйства, на которых они рассказали о положении в мясомолочной промышленности Бразилии. В свою очередь, российские ветеринары были приглашены в Бразилию, чтобы лично увидеть, каковы санитарные условия содержания скота и качество мяса. В результате таких встреч и переговоров на торговый рынок России из Бразилии поступило сначала куриное мясо, затем свинина, а теперь и говядина.
Другим примером переговоров на правительственном уровне явилось обсуждение сотрудничества в области ядерной энергетики и космоса. Однако эти переговоры долго не приводили к реальным результатам. Они велись на политическом уровне. Да, существует интерес, большое желание сотрудничать, но действительно положительных результатов мы достигли лишь недавно, когда в Россию стали приезжать специалисты из Министерства атомной энергетики и Агентства космической промышленности Бразилии, когда само министерство стало присылать своих специалистов.
Наш товарооборот с бывшим СССР достиг своей наивысшей точки в 1983 году, когда он был равен 850 миллионам долларов. Затем механизмы сотрудничества замедлили свои обороты, и в 1992 году товарооборот между Бразилией и Россией составил всего 200 миллионов долларов. Но затем торговля постепенно вновь стала набирать темпы и ныне достигла одного миллиарда долларов в год. Но и этого недостаточно. Почему? Да потому, что нынешний уровень не соответствует ни объему внешней торговли России, ни потенциалу экономики Бразилии. Бразилия является крупнейшим экспортером готовой промышленной продукции. В России Бразилия ассоциируется с такими товарами, как кофе, сахар, табак. Действительно, эти товары, включая мясо, составляют 95% экспорта Бразилии в Россию, то есть концентрация сырьевых товаров в бразильском экспорте в Россию достаточно велика. Поэтому наши экспортеры промышленных товаров должны постараться поставлять готовую продукцию в Россию.
- Можете привести примеры?
- Возьмем, к примеру, кофе. Бразилия действительно является крупнейшим производителем, потребителем и экспортером кофе на мировом рынке. Тем не менее на кофе в экономике Бразилии приходится всего лишь около 6% всей национальной продукции. Это говорит о том, что в Бразилии существуют другие товары, представляющие большую ценность для экономики. В России не имеют представления, что производит Бразилия. Например, среди бразильских предприятий самой крупной экспортной фирмой является та, которая производит на экспорт реактивные самолеты, она по объему своей продукции обогнала известную горно-добывающую компанию "Вале ду Рио Досе", традиционно до сих пор являвшуюся самым крупным экспортером Бразилии. Но этого не знают в России, здесь многие почему-то не рассматривают Бразилию в качестве рынка для своей продукции. Одним словом, наш торговый экспорт носит слишком концентрированный характер.