Путин и Цзян Цзэминь обсудят перспективы российско-китайских отношений.
Завтра в Москве ждут высокого гостя из Китая - председателя КНР Цзян Цзэминя. Во время его встречи с президентом РФ Владимиром Путиным планируется подписание нового российско-китайского договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве. Договор подведет итоги десятилетнего сотрудничества и станет своеобразным мостом в будущее. Cейчас вносятся последние штрихи в повестку дня переговоров. Круг злободневных тем достаточно широк: проблемы стратегической безопасности и стабильности в мире, региональная безопасность, поиск новых резервов в развитии двусторонних связей.
Причины визита китайского лидера в Москву связаны не только с международным контекстом событий и потребностями двустороннего формата отношений. Они отчасти кроются и в ситуации в самом Китае. Не секрет, что в китайском руководстве готовится смена поколений. В конце этого и в начале следующего года после XVI съезда КПК будут избраны новые руководители партии, государства и правительства. В России смена руководства уже прошла, и прошла спокойно, без кардинальной ломки внешнеполитической стратегии. Можно даже говорить о радикальном и достаточно успешном обновлении тактики в восточной политике Владимира Путина в сторону диверсификация связей и усиления прагматизма.
Нынешний председатель Цзян Цзэминь хорошо знает Россию, он прекрасно говорит по-русски (поет русские песни), а самое главное - относится к ней искренне и с большой теплотой. Будут ли так же относиться к России новые руководители, неизвестно. В Китае формируется молодая политическая элита, жестко технократическая, не отягощенная воспоминаниями и эмоциями прошлого. Новое поколение китайцев также практически не знает России. Вполне возможно, что с помощью договора председатель КНР хотел бы сохранить преемственность, застраховать Китай от резких изменений в отношениях с Россией. Тем более что формат большого политического договора (фактически второго после известного союзного советско-китайского 1950 года) и его временные рамки (договор рассчитан на 20 лет) уже сами по себе будут определенным гарантом от тех или иных колебаний.
Политическая часть нынешних российско-китайских отношений заключается в поиске эффективных ответов на вызовы и угрозы современности. Как известно, Россия и Китай занимают единую позицию по ПРО, расширению НАТО, гуманитарным акциям на Балканах, по проблеме целостности России (Чечня) и Китая (Тибет, Синьцзян). Проблемы борьбы с терроризмом, сепаратизмом и религиозным экстремизмом в регионе Центральной Азии, особенно после вытеснения талибами сил Северного альянса из Афганистана, активизации экстремистских исламских движений в Узбекистане, Казахстане, Киргизии и других странах региона, вышли сегодня на первый план.
В переговорах в Москве незримым участником будут США. Сложившийся на сегодня "треугольник" Россия-Китай-США переживает не самые лучшие времена, особенно по китайско-американскому вектору. Да и в российско-американских отношениях, несмотря на теплые переговоры Буша и Путина в Любляне, остается немало проблем.
Принципиально важным здесь является то, чтобы российско-китайские переговоры в Москве, да и сам договор не вылились в некую демонстрацию антиамериканизма. Будущий российско-китайский договор не противоречит нормализации китайско-американских или российско-американских отношений.
Логично, что российско-китайская встреча проходит накануне саммита "большой восьмерки". И в экономическом, и в политическом отношениях двусторонний российско-китайский формат должен и может быть встроен в глобальные процессы. Эпоха биполярного мира безвозвратно ушла в прошлое. США с ее огромным потенциалом также не может в будущем рассчитывать на роль единоличного мирового лидера. На такую роль не может рассчитывать и Китай, несмотря на все экономические успехи. Возникают новые центры силы, новые ядерные державы (Индия, Пакистан). Идет неконтролируемый процесс формирования ядерной многополярности. Слаб и неэффективен режим безопасности в АТР, в котором также немало взрывоопасных точек (Корейский полуостров, Тайваньский пролив). Все это и многое другое может стать зоной общих интересов и стратегического взаимодействия России, Китая и США.
Китай сегодня демонстрирует удивительные успехи в плане темпов роста экономики, привлечения иностранных инвестиций, использования западного технологического опыта. Для России Китай - важный "мост" экономической интеграции в АТР. Осенью под председательством КНР в Шанхае состоится очередной саммит стран АТЭС, куда в 1998 году вступила Россия.
Возможности интеграции России связаны прежде всего с реализацией крупных энергопроектов (нефтяные и газопроводы, поставка электричества из Сибири в Китай, Южную Корею и Японию), сотрудничество в области высоких технологий, атомной энергетики, совместного освоения космоса, авиастроения, поставок оборудования для ГЭС и т.д. Пришло время реально обсудить проекты создания Стратегического нефтяного резервного фонда (в котором примут участие Россия, КНР, Южная Корея, Япония) и Банка развития Северо-Восточной Азии (СВА), разработанные российскими и китайскими экспертами. При инвестициях Японии, Южной Кореи и Китая в нефтедобычу Сибири и Дальнего Востока четыре страны СВА могли бы создать по приемлемым ценам (например, 18-20 долл. за баррель) стратегические запасы нефти. В случае резких скачков цен на мировом рынке страны-учредители по тем же ценам могут использовать нефтяные резервы. Тем самым соседи России по СВА защищают себя от непредсказуемых политических событий на Ближнем Востоке. Россия к тому же получает возможность привлечения стратегических долгосрочных инвестиций в Сибирь и российский Дальний Восток.
Слабым звеном в системе отношений России и Китая является торгово-экономические связи. За 2000 год взаимная торговля составила 8 млрд. долл., плюс 4-5 млрд. приграничного (неофициального) бартера. Тогда как торговый оборот Китая и США составил 116 млрд. долл., а Китая и Японии 80 млрд. долл.
Новый договор должен сдвинуть с мертвой точки экономическое сотрудничество между РФ и КНР. Сегодня, к сожалению, представители китайского бизнеса воспринимают Россию прежде всего как поставщика оружия и источник выгодного бартера для приграничных китайских провинций. Настало время говорить о взаимовыгодном хозяйственном развитии Сибири, российского Дальнего Востока и Северо-Востока Китая. Необходима координация планов развития народного хозяйства сибирских, дальневосточных и китайских приграничных провинций на государственном уровне.
Приграничное взаимодействие имеет не только несомненные достоинства, но и свои скрытые угрозы. К числу позитивных моментов относятся возможности использования дешевой и качественной китайской рабочей силы для сельского хозяйства, строительства в Сибири и на Дальнем Востоке; ресурсы транспортных коридоров Китай-Дальний Восток-Европа (выгоды от транзитных перевозок); инвестиции китайского среднего и крупного бизнеса. Конечно, каждое серьезное дело требует тщательного контроля, тем более когда речь идет о хозяйственном взаимодействии пустеющего Дальнего Востока (7 млн. человек) и соседних китайских провинций численностью в 120 млн. человек. Понятно, что здесь нужны особый контроль и меры противодействия со стороны региональных и федеральных властей нелегальному проникновению и оседанию китайцев в России, контрабанде и сращиванию российских и китайских криминальных группировок. Необходим особый правовой режим в российских приграничных субъектах (запрет на продажу земли в частную собственность иностранцам). Однако главная угроза для России не в Китае, а внутри ее самой, в отсутствии условий для иностранных инвестиций, в кризисе экономик Приморья и Сибири. России не нужно возводить "железный занавес" на Дальнем Востоке от Китая - это невыгодно, да и нереально.