0
1130
Газета В мире Интернет-версия

13.07.2001 00:00:00

Разминка перед схваткой

Тэги: ширак, жоспэн, франция, выборы, кампания


ширак, жоспэн, франция, выборы, кампания Любовь к путешествиям с семьей может стоить Шираку президентского кресла.

В БУДУЩЕМ году во Франции пройдут президентские выборы, к которым претенденты на пост главы государства готовятся уже сейчас. Реальных кандидатов два - это нынешний президент Жак Ширак и премьер-министр Лионель Жоспэн. За спиной каждого из них уже выстроились мощные армии сторонников из членов их партий, спонсоров, профессиональных агитаторов и пропагандистов. И хотя избирательная кампания официально еще не объявлена, из станов соперников уже летят прицельно направленные стрелы. Тайное постепенно становится явным.

Жизнь и деятельность Лионеля Жоспэна были вроде бы как на ладони: функционер, активист социалистической партии и в итоге ее руководитель - национальный секретарь, ставший у руля правительства. Однако дотошные "доброжелатели" в преддверии выборов извлекли неизвестную для широкой общественности страницу из его биографии. Оказалось, что в молодые годы Жоспэн состоял в рядах троцкистской организации и даже играл в ней видную роль. Известно, что в послевоенный период леваки-троцкисты во Франции выработали весьма коварную стратегию - засылать своих людей в другие политические партии, общественные организации, движения с тем, чтобы исподволь влиять на них и проводить соответствующие идеи. В связи с этим высказывается предположение, что переход Жоспэна из партии троцкистов в соцпартию был именно такой диверсионной акцией, что он, естественно, отрицает. Однако сомнение посеяно, и враждебные социалистам средства массовой информации делают свое дело.

Не составляло большого труда покопаться в прошлом и Жака Ширака: он много лет остается на виду, занимая посты первого секретаря правой партии "Объединение за республику", министра, премьер-министра, мэра Парижа. Нахождение в верхних эшелонах власти всегда связано с доступом к большим деньгам, и бывает, что государственный карман путают с собственным. В общем, к Шираку предъявлено немало претензий на этот счет, его даже вызывали недавно к судье - для начала "всего лишь" как свидетеля, но он это приглашение проигнорировал. Вокруг такого казуса среди юристов разгорелась полемика: одни считают, что президент страны ни при каких обстоятельствах не должен привлекаться к судебным разбирательствам, что он выше этого и является личностью неприкосновенной. Другие, в том числе прокурор Парижа, придерживаются иного мнения: президент обязан перед судебными органами отвечать за свои действия, совершенные им в прошлом, когда он еще не был президентом.

На днях вскрылся еще один неприятный для Ширака эпизод прошлого. В бытность мэром Парижа он с женой и родственниками частенько путешествовал по миру, оплачивая авиабилеты почему-то не как общепринято через банк, а исключительно наличными. В итоге, семейство налетало таким образом на сумму 2,4 млн. франков. Вопрос теперь в том, откуда эти бешеные деньги, которые не прошли через банк и которые, стало быть, не декларированы и не учтены налоговой службой. Елисейский дворец сделал на этот счет лаконичное заявление: "Наличные средства Жака Ширака представляют собой накопленные им премиальные, когда он занимал пост премьер-министра, а также это личные деньги членов его семьи". Заметим, что 2,4 млн. франков - это зарплата среднего француза за 20 лет непрерывного труда. Пока Ширака собираются пригласить в суд в качестве свидетеля. По словам прокурора Парижского округа Жан-Пьера Динтилака, юридически ничто не мешает вызову президента в суд для дачи показаний. Это может произойти уже в следующий понедельник. Дочь Ширака Клод, которая является советником президента, уже дала свидетельские показания в среду.

Здесь мы подходим к святая святых исполнительной власти Франции, о которой в самой стране знают немногие. Речь идет о специальном секретном финансовом фонде из бюджетных средств, находящемся в непосредственном и бесконтрольном распоряжении премьер-министра. Этот фонд постоянно рос: если в 1960 году он составлял 60 млн. франков, то к 1993 году достиг 460 млн. франков. После чего было принято решение заморозить его на уровне 394 млн. франков. Но решение существует только в теории. Поскольку в действительности расходы по статье неподотчетного фонда ежегодно превышают 500 млн. франков и Минфин услужливо покрывает образующийся перебор.

Итак, глава правительства единолично распоряжается особым фондом, выделяемым согласно бюджетной формуле на непредвиденные расходы. На самом деле эти расходы очень даже предвиденные. Об этом в ярких красках рассказывают лица, много лет пользовавшиеся потаенной государственной кормушкой. Предельно откровенен бывший шеф сначала канцелярии министра культуры, затем министра юстиции Пьер Бюйн, изложивший сценарий закулисных игр. Доверенное лицо премьер-министра в сопровождении эскорта охраны раз в месяц отправляется в Центральный банк, возвращаясь с чемоданом новеньких банкнот. Затем пачки купюр разносят по кабинетам министров, причем премьер-министр лично дает распоряжение кому сколько - сумма зависит от значимости министерства (в первую очередь это ведомства финансов, иностранных дел, обороны) и от степени дружеских отношений того или иного министра со своим шефом. Получив причитающуюся долю, министр берет из нее себе столько, сколько считает нужным. Остальные деньги его секретарь раскладывает по конвертам из плотной бумаги и раздает сослуживцам. Сумма для каждого определяется должностью и выслугой лет: это может быть 500 франков или 15 тысяч. Такие "конвертные деньги" ни в каких ведомостях не фигурируют и налогообложению не подлежат.

Любопытно, что по установившейся негласной традиции премьер-министр делится своим фондом с президентом Франции, ежемесячно посылая ему пакет, содержимое которого варьируется от 300 тысяч до 1 миллиона франков - в зависимости от состояния их личных взаимоотношений на момент совершения заветной операции. Надо понимать, что когда своя рука - владыка, то единственный распорядитель фонда себя не обделит. Солидную мзду получает партия, к которой принадлежит данный премьер-министр, а также все поддерживающие его организации и учреждения. Отсюда и систематический перерасход отпущенных на "непредвиденные нужды" средств.

В общем, получается, что одной веревочкой повязаны оба нынешних высших руководителя Франции и главных претендента на президентское кресло. Ширак, судя по тем премиальным, которыми он одаривал самого себя, в свое удовольствие пользовался сокровенным фондом, когда был премьер-министром, а Жоспэн, как и все до него, принял эстафету предшественников. Так что оба причастны к этой крупномасштабной афере с государственными средствами, изъятыми у налогоплательщиков. На вопрос о том, где же справедливость, Пьер Бюйн отвечает так: "Демократия заканчивается там, где начинается государственный интерес!"

Страсбург


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2445
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3094
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2305
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4076

Другие новости