ПЕРЕШАГНУВШИЙ рубеж 77-летия и перенесший очередной инфаркт бывший госсекретарь США, без преувеличения можно сказать - легендарный Генри Киссинджер, в последнее время нечасто балует общественность своими интервью и тем более книгами. Поэтому понятен тот повышенный интерес, который вызвал только что вышедший новый труд искуснейшего дипломата "Нужна ли Америке внешняя политика?". Если учесть, что и нынешняя администрация Белого дома косвенно, а порой и напрямую пользуется как оперативными - как это было в случае с задержанием Китаем американского самолета-шпиона, - так и долговременными рекомендациями Киссинджера, то можно предположить, что его книге уготовано место не только в университетских библиотеках, но и на рабочих столах действующих политиков.
Сегодня Генри Киссинджера должен принять в Кремле Владимир Путин. Наверняка российский президент делает это не только в качестве реверанса перед историческими заслугами и опытом гостя, но попытается использовать встречу с ним и для зондажа нынешних намерений Белого дома и в целом внешнеполитических тенденций в США, а также для того, чтобы озвучить свежие идеи Москвы накануне саммита "большой восьмерки" в Генуе, а может быть, и тет-а-тет поделиться ими с американским собеседником. Тот, в свою очередь, вряд ли упустит возможность вручить Владимиру Путину экземпляр своей новой книги с соответствующей дарственной надписью. Тем более что в ней очень много говорится о том, какими видятся автору место и роль России в меняющемся под влиянием глобализационных процессов мире, а также отношение администрации США к нашей стране.
Главная цель новой книги Генри Киссинджера, о чем можно догадаться уже из ее достаточно вызывающего названия, - попытка мягко навязать нынешней, весьма хаотичной деятельности новой администрации США в сфере внешней политики более целеустремленный, но главное - взвешенный, удобный не только для нее самой, но и для ее зарубежных партнеров характер. Автор подчеркнуто декларирует привычную эгоистичность Вашингтона в международных действиях и столь же подчеркнуто предупреждает, что она может обернуться откровенным вызовом Соединенным Штатам со стороны не только отдаленных по мировосприятию партнеров типа России или Китая, но даже и союзников по НАТО.
Тема американо-российских отношений занимает в книге одно из центральных мест. Киссинджер полагает, что "победные" для Запада результаты окончания холодной войны послужили для большинства политиков США опасным "искушением самодовольством", в результате чего характер деятельности Белого дома в годы правления Билла Клинтона определялся в основном стремлением повысить популярность у избирателей. Естественно, что при такой "стратегии" внешняя политика была отодвинута на задворки, и отношение к важнейшим мировым проблемам возникало обычно спонтанно, при стремлении решать их преимущественно экономическими средствами. В свою очередь, привычное сочетание в манере поведения главных действующих лиц Вашингтона "самодовольства и благосостояния" привело к появлению опасного, по мнению Киссинджера, мифа о "призвании" США действовать на международном поле, подобно футбольному рефери, расставляя страны-команды по местам и строго наказывая те из них, которые - опять-таки по мнению Вашингтона - каким-то образом проштрафились. В 90-е годы, прямо указывает автор, американское руководство практически не сомневалось в своей способности подобрать ключ к решению любых проблем в любой точке земного шара, напрочь игнорируя при этом культурно-исторические особенности данного региона. Самым непосредственным образом это относится и ко взглядам Белого дома на развитие американо-российских отношений.
Недостаточно серьезное отношение к ним, считает автор, неизбежно привело к тому, что в представлении большинства россиян Соединенные Штаты стали восприниматься как один из главных виновников возникновения в 90-е годы в России гибрида черного рынка, безудержной спекуляции, откровенной преступности и госкапитализма, при котором крупнейшие отрасли промышленности управляются бывшими коммунистическими хозяйственниками, без оглядки ринувшимися в процессе приватизации за своим куском государственного пирога. Кроме прочего, это позволило российским националистам и коммунистам заявить, что вся возникшая в постсоциалистический период политико-экономическая система специально в столь уродливом виде образована Западом с целью максимально ослабить Россию.
"Сегодня мир имеет дело с новым типом российского лидера, - пишет Киссинджер. - Уже само прошлое Владимира Путина предполагает наличие у него сильных националистических настроений и холодного аналитического подхода. Во внешней политике России это способно привести к направлению, сопоставимому с периодом царизма. Тогда поддержка высшего руководства страны широкими слоями населения строилась на идее великой миссии России, необходимости ее доминирования на окружающих территориях. В сочетании с уважением к другим великим державам эта политика уже сама по себе предполагает некую комбинацию из давления и стимулирования при осторожном манипулировании соотношением сил".
Автор книги полагает, что важнейшее значение при формировании государствами - членами НАТО отношения к России на нынешнем этапе будет иметь ответ на вопрос: способна ли Россия изменить традиционный для нее подход к понятию "национальная безопасность"?
Надо иметь в виду, что Москва всегда проявляла естественное беспокойство о лояльности соседствующих стран. "Поэтому,- неоднократно подчеркивает в своей новой работе Генри Киссинджер, - Западу следует соблюдать предельную осторожность, когда он пытается приблизить свои военные системы слишком близко к российским границам. Вместе с тем западные политики должны пытаться склонить Россию к отказу от ее традиционного стремления доминировать в отношениях с соседями".
США и страны Западной Европы прямо заинтересованы в экономическом подъеме России, которая фактически впервые в своей истории в качестве явного политического приоритета выбрала собственное реформирование, а не внешнеполитическую экспанцию. "Мы ничего не достигнем, делая вид, что Россия якобы уже завершила сложнейший процесс демократических преобразований, и восхваляя ее политических лидеров за качества, которыми они не обладают", - считает автор.
Включение России в международную торговую систему в качестве самостоятельного и ответственного партнера в значительной мере зависит от ее способности гарантировать прозрачную правовую базу, предсказуемую систему управления и подлинную рыночную экономику без нынешнего доминирования так называемых олигархов. Киссинджер уверен: стоит России справиться с этими задачами - и ее природные ресурсы в сочетании с налаженной инфраструктурой, высококвалифицированными кадрами и хорошо подготовленной рабочей силой, несомненно, привлекут мощные потоки иностранных инвестиций.
Давая действующим американским политикам советы по определению стратегии в отношениях с Россией, Генри Киссинджер, естественно, не забывает приобщить к этой теме фактор Китая. При этом он бросает взгляд на ситуацию не глазами вашингтонских или московских лидеров, а пекинских, заявляя, что гипотетическое вхождение России в состав НАТО, о котором время от времени возникают разговоры по обе стороны Атлантики, в Китае непременно расценили бы как открытый вызов, как прямую угрозу его безопасности.
Завершая свою книгу, Генри Киссинджер предупреждает потенциальных читателей-политиков: даже сохраняя верность американской системе ценностей, внешнеполитическим стратегам США не избежать ответа на ряд сложных вопросов, важнейшими из которых он полагает следующие:
Что именно представляет сейчас столь серьезную угрозу самому существованию США, из-за которой они готовы пойти на любые жертвы?
Что с точки зрения "верности самим себе" американцы призваны совершить при минимальной поддержке со стороны международного сообщества или - при отсутствии таковой - опираясь исключительно на собственные силы?
Какое зло в мире является столь нестерпимым для США, во имя исправления которого они могут пойти на все?
И, возможно, самый трудный вопрос: какие задачи США просто-напросто не по плечу?
Сан-Франциско