В 1988 ГОДУ мне довелось освещать 25-летие Организации африканского единства. На специальной сессии, состоявшейся в Аддис-Абебе, в адрес виновника торжества звучали пожелания дальнейшей долгой и плодотворной работы. Тогда трудно было себе представить, что до следующей круглой даты - полувекового юбилея - ОАЕ не дотянет. В столице Замбии Лусака с 9 по 11 июля прошла последняя Генеральная ассамблея глав государств и правительств этой региональной группировки. Организация африканского единства официально перестала существовать. ОАЕ трансформировалась в Африканский союз. О его рождении формально было объявлено в Лусаке. Новое объединение мыслится как некое подобие модели Евросоюза. В рамках возникшего союза предусмотрено создание общеафриканского парламента, банка, валютного фонда, суда и прочих структур.
Как уже писала "НГ", родоначальником идеи Африканского союза выступил любящий грандиозные планы ливийский вождь Муамар Каддафи. По его мысли, ОАЕ, образованная почти четыре десятилетия назад, выполнила свою эпохальную миссию, добившись полной деколонизации континента. Поэтому, по мнению Каддафи, ОАЕ нужно упразднить, а на смену ей должно прийти что-то иное. Действительно, с предоставлением независимости Намибии и ликвидацией режима апартеида в ЮАР в регионе южнее Сахары больше нет угнетенных народов. Правда, перед ОАЕ стояла и другая историческая задача, которая видна из ее названия, - обеспечить сотрудничество всех стран региона. Тут успехом похвастаться нельзя. На освободившемся Черном континенте пролились реки крови в гражданских и межгосударственных войнах. В настоящий момент там наблюдается около десятка острых конфликтов. Фактически отсутствует и экономическое единство.
Однако предыдущие неудачи не мешают африканским лидерам строить грандиозные планы. Как говорится, великие цели мобилизуют. Тем более что с недавних пор многие на Черном континенте стали проявлять больше трезвости и прагматизма. "Африка понимает, что в ее руках находятся ключи к собственному развитию", - говорится в документах, представленных для утверждения на лусакской встрече. В ходе подготовки к ней были сведены воедино несколько программ, авторами которых выступили ЮАР, Сенегал, Нигерия и Алжир. Совместный труд получил название "Африканская инициатива". В нем впервые честно и четко говорится о необходимости развивать и защищать демократию. Совершенно справедливо указывается, что нужно постараться выработать механизм разрешения и предотвращения конфликтов собственными силами, включая проведение миротворческих операций. Трудно возразить против идеи укрепить законодательную власть, осуществить судебную реформу. Особенно хочется обратить внимание на выдвинутые в ней практические предложения. Например, совместное использование газо- и нефтепроводов, электрических сетей, межгосударственные проекты по строительству электростанций. В документе также поставлены и другие нужные задачи: совместная борьба с эпидемией СПИДа, обеспечение семи процентов экономического роста, сокращение уровня нищеты, самообеспечение продовольствием. Остается решить вопрос: как это претворить в жизнь на практике. Загвоздка вот в чем: в свое время ОАЕ справедливо критиковали за пустое бумаготворчество, обилие слов и дефицит дел. Главы государств ежегодно собирались, принимали хорошие постановления и разъезжались по домам, нисколько не заботясь об их выполнении. Получались приятные, но пустые посиделки в элитарном клубе. Иные резолюции безо всяких изменений годами кочевали из одних в другие итоговые коммюнике встреч на высшем уровне. Поэтому важно, что на самом деле изменится с рождением Африканского союза. Удастся ли ему стать инструментом реального улучшения жизни простых африканцев?
"Является ли Африканский союз тем же ОАЕ, только под другим именем? Какую разницу сможет он внести в разрешение острейших проблем, с которыми ежедневно сталкиваются обыкновенные люди, включая нищету, СПИД, внешний долг, экологическую деградацию?" - задал в своем выступлении вопрос уже бывший генсек Организации африканского единства Салим Ахмед Салим. А президент Замбии Фредерик Чилуба, который по традиции на год становится председателем региональной группировки, указал, что Африка должна выбирать между миром, cтабильностью, единством, сдержанностью или столкнуться с непрекращающимися кризисами, ненавистью, раздорами и полным забвением.
Хараре