АМЕРИКАНСКИЕ и английские СМИ распространили сообщение о намерении администрации президента США Джорджа Буша прервать 9-летний мораторий на проведение ядерных испытаний. По информации газеты "Гардиан", такой вывод основан на данных отчета, сделанного уполномоченными лицами из администрации Буша. Темой отчета стал вопрос о сроках подготовки к испытаниям основного американского полигона в штате Невада.
"Таким образом, США готовы в одностороннем порядке расторгнуть соглашение о запрете на проведение ядерных испытаний, - подчеркивается в информационных сообщениях. - В настоящее время специальная комиссия занимается изучением возможности возобновления испытаний в пустыне штата Невада". Глава национальной службы ядерной безопасности (NNSA) Джон Гордон сообщил, что необходимые мероприятия по подготовке полигона в Неваде начнутся уже в этом году.
"Это вполне реальное развитие событий, - прокомментировал по моей просьбе эти сообщения научный руководитель Российского федерального ядерного центра "ВНИИ экспериментальной физики" (г. Саров), директор Института стратегической стабильности, академик РАН Виктор Михайлов. - Я в принципе не удивляюсь, потому что американцы сейчас нагло ведут себя. Думаю, что подготовка полигона займет у них около года".
Однако американские эксперты утверждают, что испытательный полигон может быть подготовлен к работе лишь через три года. Комиссия, рассматривающая проблему возобновления подземных испытаний, считает необходимым привести полигон в штате Невада к готовности в ближайшие три месяца.
Общее энерговыделение 715 ядерных испытаний России составило 285 мегатонн, в том числе наземных 247 и подземных 38. За период до 1992 года США провели 1056 испытаний с энерговыделением 193 мегатонны, в том числе за счет наземных 155 и подземных 38.
Согласно официальной позиции СССР, а потом и России, после неподготовленного решения Михаила Горбачева о введении моратория на подземные ядерные испытания в 1990 году, "запрещение ядерных испытаний влечет за собой невозможность создания атомного оружия третьего поколения - оружия направленного действия, что отвечает политическим задачам России".
Естественно, возникает вопрос: каков будет ответ нашей страны, если планы американской администрации возобновить ядерные испытания подтвердятся? "Еще не факт, что мы сразу начнем в ответ проводить свои испытания, - считает Виктор Михайлов. - По разным причинам: отчасти по политическим, отчасти по технологическим".
По словам Виктора Михайлова, на оставшемся у России после развала СССР ядерном полигоне на островах Новая Земля "инфраструктура очень сильно пострадала". Восстановление ее потребует от года до двух лет.
Этот ядерный полигон, организованный в 1955 году, занимает площадь 90 тыс. квадратных километров, в том числе на суше - 55 тыс. квадратных километров. Северный полигон был задуман для подготовки и проведения ядерных испытаний в интересах Военно-морского флота. Он и обслуживался Военно-морским флотом. В ряде документов этот полигон называется как "Государственный центральный полигон Министерства обороны # 6". С 1992 года Северный полигон указом президента России стал именоваться "Центральным полигоном РФ". Первый ядерный взрыв на Северном полигоне был проведен под водой. В октябре 1961 года над Северной Землей был проведен самый мощный в мире испытательный взрыв водородной бомбы мощностью 50 мегатонн. Этот заряд впоследствии получил условное название "КМ" (Кузькина мать).
"Так, может быть, нам на руку, если американцы нарушат мораторий, ведь тогда и у России будут развязаны руки для возобновления своей программы ядерных испытаний?" - поинтересовался я у академика Михайлова. "Я бы так не сказал, - подчеркнул бывший министр по атомной энергии РФ Виктор Михайлов. - Начало испытаний - это, конечно, политическое решение".
Такого же мнения придерживается главный конструктор (с 1961 по 1997 год) ядерного оружия Российского федерального ядерного центра "ВНИИ технической физики" (г. Снежинск) академик Борис Литвинов. "Ядерное оружие есть оружие политическое, - уверен Борис Васильевич. - Поэтому то, как оно должно развиваться, совершенствоваться, должны ли проводиться его испытания и для чего, - это вообще не могут решать разработчики ядерного оружия.
Это должно решать правительство, президент, военные наконец. Именно власти должны решать, каким должно быть главное оружие страны".
Важно подчеркнуть, что в середине 90-х годов прошлого века американцы усиленно пропагандировали возможность замены натурных испытаний ядерного оружия компьютерным моделированием ядерных взрывов. И тем не менее для специалистов было ясно, что это блеф. Ведь чтобы применять компьютеры для моделирования, в них нужно заложить исходную информацию, которую дают только ядерные испытания. "Бытующее утверждение о том, что с помощью самых-самых совершенных расчетных методов можно построить совершенный ядерный заряд, неверно, - подчеркнул в беседе с корреспондентом "НГ" Борис Литвинов. - Чем совершеннее физическая установка, тем больше надо экспериментировать. Американцы никогда не считали, что компьютерным моделированием можно заменить испытания. Они отлично понимают разницу между расчетами и испытаниями. И мы понимаем".
Таким образом, политическому руководству Российской Федерации предстоит сделать нелегкий выбор, в случае если американцы действительно реанимируют свою программу ядерных испытаний. Правда, некоторая фора во времени у нас еще имеется: по оценкам того же Бориса Литвинова, в СССР "был создан задел лет на 20 вперед. Если бы мы продолжали работать в том же режиме, в котором мы работали до 1987 года, то мы имели бы сейчас нечто фантастическое".