КУБА ВСЕРЬЕЗ задумалась над своим будущим. Задумалась после внезапного и неожиданного обморока лидера кубинской революции на глазах у многотысячной толпы. Кадры выступления, на которых было запечатлено, как Кастро схватился за трибуну, а затем был уведен под руки своими помощниками, обошли весь мир. Может быть впервые за истекшие полвека с момента победы Кубинской революции столь явно встал вопрос о будущем этой страны после смерти Кастро. Спустя только несколько дней после произошедшего кубинский лидер откровенно заявил, что своим преемником видит брата Рауля.
Очевидно, что Куба без Кастро будет совершенно иной, хотя Фидель, как и все его окружение, не устает повторять обратное, то и дело напоминая о бессмертии коммунистических идеалов, вечности идеологических установок. Не случайно большинство кубинцев согласны видеть преемником нынешнего лидера Рауля, человека "номер два" на политической сцене страны. Фидель для его народа - идол, которому верят больше, чем самому себе, человек, который может завести толпу и заставить слушать себя часами. Рауль - брат идола. Ореол святости, которым был окружен все эти годы Фидель, давал отблеск и на Рауля. Но он никогда не станет для кубинцев тем же, чем долгие годы был Фидель.
Фидель Кастро уже фактически официально провозгласил своего преемника. "Вне всяких сомнений, он (Рауль) обладает наибольшим после меня опытом и властными полномочиями. Поэтому я думаю, что он способен заменить меня". Решение Кастро не является неожиданным или чем-то новым. Он просто подтвердил свои собственные слова, произнесенные еще в октябре 1997 года на заседании съезда Коммунистической партии. И все же на этот раз они были восприняты с гораздо большим вниманием. Впервые о будущем Кубы заговорили настолько откровенно.
Противники Рауля упирают на то, что он не обладает харизмой своего брата и не сможет завоевать поддержку народа, которая обеспечит ему прочнейшую базу, на которую бы он опирался. Сам Рауль недавно публично признал, что никто, ни он сам, ни кто-либо другой не будет обладать той харизмой, которую имеет Фидель. Кастро-старший упирает на хорошее здоровье брата, и это не случайно. Всем очевидно, что рано или поздно вновь встанет вопрос о преемственности - Рауль только на пять лет младше брата.
Именно поэтому, говоря о преемнике Фиделя, кроме Рауля произносятся и другие фамилии. "Существует целая плеяда талантливых людей, которые могли бы стать лидерами", - заявил Фидель Кастро. Чаще других упоминаются три фамилии. В том числе 49-летний секретарь Совета министров Карлос Лаге Давилла, архитектор кубинских экономических реформ, проводимых в 1990-е годы, человек, имеющий достаточный опыт как в экономической, так и политической сферах. Другой кандидат - ветеран дипломатической службы 64-летний Рикардо Аларкон Кэсада, долгие годы занимавшийся кубино-американскими отношениями, с марта 1993 года председатель кубинского парламента. В течение года он даже возглавлял Министерство иностранных дел, дважды был представителем Кубы при ООН. Четвертый претендент - нынешний министр иностранных дел 36-летний Фелипе Перес Роке, бывший личный помощник Кастро. В течение семи лет он оставался в тени. Именно он во время памятного митинга взял микрофон и успокоил толпу, озабоченную исчезновением с трибуны своего лидера. Он закончил свою речь словами: "Да здравствует Рауль, да здравствует Фидель!" Мимо собравшихся не прошел тот факт, что имя Рауля было произнесено первым. Роке является наиболее влиятельным из кубинских лидеров нового поколения. Он возглавил внешнеполитическое ведомство страны три года назад - в 1999-м. Как писала "Гранма", которую можно считать выражением официальной позиции Компартии Кубы во главе с ее лидером, Роке близок взглядам Кастро "как никто иной".
Если с темы о преемнике лидера государства было снято табу, то разговоры другого рода - о возможном реформировании политической системы - по-прежнему недопустимы. Все кандидаты, о которых упоминается, стоят на незыблемых позициях относительно устойчивости социалистической системы в стране. "Посткастровской эры не будет, - заявил во всеуслышание Лаге. - И не потому, что он не умрет. Идеи Фиделя и социалистические идеалы в нашей стране укореняются с каждым днем".
С равным интересом за возможными изменениями в политическом руководстве страны следят и за пределами Кубы, прежде всего в США. Это интересно не только американской политической элите, которая ведет бесконечный спор с кубинским руководством и с другими странами вокруг путей развития Острова Свободы: в 1960-е годы - с Советским Союзом во время Карибского кризиса, сейчас, когда идут разговоры о возможных закупках Островом Свободы вооружений у Китая, - с азиатским гигантом. Кто станет преемником Кастро, интересно прежде всего 650-тысячной кубинской диаспоре в США, которая до сих пор не утратила надежды на воссоединение с семьями, оставшимися за "железным занавесом". Лидеры кубинского Американского национального фонда, влиятельной организации, базирующейся в США и занимающейся проблемами кубинских эмигрантов, готовы с уходом Кастро предложить гуманитарную помощь стране.
Сложившейся ситуацией пытаются воспользоваться все кубинские политические силы, базирующиеся за границей. На этой неделе социал-демократы, либералы, христианские демократы собрались в Мадриде, чтобы обсудить возможность формирования Комитета за демократизацию Кубы и объединить все оппозиционные силы внутри и за пределами страны. Их первоочередные требования - признание оппозиции, проведение демократических преобразований.
Пока же Фидель не беспокоится за будущее революции. Он не прекращает своей идеологической борьбы против главного врага - Соединенных Штатов, устраивая многотысячные митинги, на которых звучат призывы к борьбе против американского империализма. Совсем недавно он заявил, что готов начать новую борьбу за справедливость в случае, если пять кубинцев, арестованных еще в 1998 году и обвиняемых США в шпионаже в пользу Острова Свободы, будут приговорены к длительным срокам заключения. Это вторая за последние годы крупнейшая пропагандистско-информационная кампания против США, развернутая на Острове Свободы после истории с кубинским мальчиком Элианом Гонсалесом, который оказался в Майами после гибели у берегов американского штата Флорида катера с 14 эмигрантами на борту, в том числе с его матерью и отчимом. Тогда в течение нескольких месяцев отец мальчика добивался его возвращения на Кубу. Причем в историю были вовлечены высшие должностные лица двух стран. Об истории с Гонсалесом на Кубе будут еще долго вспоминать. Недаром одним из тех лиц, которые были с Фиделем во время его телевизионного выступления после обморока, оказался отец Элиана Хуан Мигель Гонсалес. Его присутствие должно было подтвердить, что Кастро все еще полон сил, чтобы начать новую кампанию против США.