В ПОСЛЕДНЕЕ время зарубежная печать оживленно обсуждает инициативу ливийского лидера Муамара Каддафи, направленную на создание на Африканском континенте единого политического, экономического пространства в виде Соединенных Штатов Африки или Африканского союза. Сама по себе эта идея не нова. В свое время такие видные деятели постколониальной Африки, как Кваме Нкрума, Секу Туре и Модибо Кейта, предлагали образовать Соединенные Штаты Африки. Этот план, тесно связанный с концепцией панафриканизма, в известной мере нашел свое отражение в создании в мае 1963 года Организации африканского единства (ОАЕ), которая, несмотря на все сложности и противоречия среди ее участников, вносит значительный вклад в развитие всесторонних связей между суверенными африканскими государствами.
Новый план Каддафи предусматривает полную ликвидацию границ между африканскими странами, отмену всех таможенных барьеров, создание единого центрального банка и единой финансовой системы, введение общей валюты, образование общеафриканских парламента и суда, единой армии, избрание страны председателя Африканского союза. Проект договора об учреждении Африканского союза и Всеафриканского парламента, в котором каждая страна будет представлена семью депутатами независимо от ее размеров и численности населения, был одобрен в марте 2000 года в столице Того Ломе на Ассамблее глав государств и правительств стран - членов ОАЕ. Предполагалось, что решение о создании Африканского союза вступит в силу после того, как принятый документ будет ратифицирован двумя третями стран - членов ОАЕ, в состав которой входит 53 государства. За несколько дней до Ассамблеи выяснилось, что соответствующие решения одобрили парламенты 32 стран, в то время как по регламенту требовалось 36 стран.
План Каддафи натолкнулся на сопротивление таких крупных и влиятельных государств, как ЮАР, Нигерия и Алжир. Вопрос о создании Африканского союза оказался в подвешенном состоянии. Выдвинутый Каддафи план тесно связан с геополитическими интересами и гегемонистскими устремлениями ливийского лидера, пытающегося превратить Ливию в своего рода региональную сверхдержаву. Если до недавнего времени Каддафи проявлял большую активность на Ближнем Востоке, претендуя на роль лидера арабского мира, то сейчас он все больше концентрирует свою внешнеполитическую деятельность на Африканском континенте. Об этом, например, говорят недавние события в Центральноафриканской Республике, где с помощью ливийских войск была ликвидирована попытка государственного переворота.
С другой стороны, недавние призывы Каддафи изгнать с Черного континента белое население вызывают глубокое беспокойство в ЮАР и, естественно, сказываются на отношении этого государства к плану создания Африканского союза. Но политикой ливийского лидера встревожены и в ряде стран Тропической Африки. Как известно, не так давно в Ливии имели место погромы выходцев из этих стран, переехавших туда на заработки, в результате чего многие граждане Нигерии, а также Ганы вынуждены были покинуть Ливийскую Джамахирию. Антагонизм между арабской и Тропической Африкой, имеющий глубокие социально-экономические и исторические корни, не способствует планам образования единой Африки.
Однако главные препятствия на этом пути кроются в нынешней ситуации на континенте. Африку раздирают многочисленные конфликты между участниками ОАЕ. Генсек ООН Кофи Аннан, выступая на Ассамблее в Ломе, подчеркнул, что Африка является единственным регионом мира, где конфликты не утихают и число их все время увеличивается, где сосредоточено более половины всех беженцев и перемещенных лиц.
Ни на одном другом континенте нет так много суверенных государств, притом с таким значительным социально-экономическим и политическим многообразием и различием в уровне экономического развития. Если в одних странах в последние годы стали утверждаться демократические порядки, то в других правят военные режимы. Разнообразие религиозных верований (ислам, христианство, многочисленные местные культы) с их традиционным соперничеством также тормозит процесс интеграции. Нельзя забывать также, что население континента состоит из нескольких рас и большого числа этнических и языковых групп, значительно отличающихся друг от друга. В Африке говорят более чем на 1000 языках.
Долгие годы колониального господства породили значительные различия между африканскими странами и в культурном отношении. Это сказывается в преобладающем культурном влиянии Англии, Франции, Бельгии, Португалии, соответственно в их бывших колониях. Территориальные споры, являющиеся в своем большинстве результатом произвольного раздела континента и колониальной политики, также серьезно осложняют взаимопонимание африканских стран. Этому препятствует и трайбализм, рознь между отдельными племенами.
Негативное влияние на интеграцию оказывает и крайне низкий уровень экономических связей между африканскими странами. На долю межафриканской торговли приходится менее 5% от общего товарооборота континента. Внешнеторговые связи африканских государств со своими бывшими метрополиями несравнимо шире их торгового обмена друг с другом. Развитие этого обмена затрудняется высокой себестоимостью местной продукции, ориентированной на европейские рынки, структурой производства многих стран, привычкой потребителя к товарам метрополии, существованием валютных и таможенных преференций для западноевропейских государств. В Африке денежная единица привязана к иностранной валюте, которая используется для внешних расчетов, но не имеет хождения во внутренних. Эмиссию денег финансирует бывшая метрополия. Следует однако отметить, что проекты африканских валютных союзов сочетают в себе элементы европейской и действующей африканской модели. Недавно 8 из 16 государств экономического сообщества государств Западной Африки (ЭКОВАС) поставили своей целью ввести в 2004 году коллективную валюту - афро. Но это касается лишь малой части африканских государств.
Таким образом, комплекс политических, экономических, этнических, религиозных факторов лишает в настоящее время планы создания Африканского союза объективной базы. И хотя некоторые африканские лидеры ссылаются на опыт Европейского союза, совершенно очевидно, что существует огромная разница в исходных позициях между Африкой и Европой.
Пока планы создания Африканского союза остаются лишь мечтой, и представляется, что более актуальными для Африки вопросами является преодоление нищеты, голода, борьбы со СПИДом. Неудивительно, что правительства ряда африканских стран именно на этих вопросах концентрируют свое внимание и скептически относятся к планам создания Африканского союза.