ОТСТАВКА ключевой фигуры в ольстерском правительстве, гаранта мирного урегулирования, лауреата Нобелевской премии мира, премьер-министра правительства Северной Ирландии Дэвида Тримбла может обернуться для Ольстера новой войной. Перед его преемником (правда, временным), министром экономического развития и торговли Реджом Эмпи, стоит сверхзадача - попытаться убедить лидеров Ирландской республиканской армии (ИРА) начать сдачу оружия до 12 августа - срока, отпущенного парламенту Ольстера на избрание нового премьера. Задача невыполнимая. После этого Тони Блэру придется назначить новые выборы, в которых победу заведомо одержат радикалы. Кроме того, британскому премьеру придется признать полный провал всех договоренностей, достигнутых три года назад в Белфасте. А учитывая тот факт, что ежегодно именно во время парадов Ордена оранжистов в Ольстере ситуация резко обостряется, становится очевидным - избежать новой войны невозможно.
Отставка Тримбла не была неожиданностью - о таком варианте поворота событий он заявлял еще в середине июня, после того как на парламентских выборах абсолютное большинство в парламенте автономной области получили республиканцы. Отставка министра совпала по времени с истечением крайнего срока сдачи оружия боевиками, установленного три года назад Соглашением страстной пятницы, положившим начало мирному процессу в Ольстере. Невыполнение этой договоренности и стало причиной отставки Тримбла, которая фактически привела к серьезнейшему конституционному кризису, когда правительство Ольстера лишилось своего главы, а Лондон и Дублин - ключевой фигуры в стане юнионистов.
Неизбежность отставки Тримбла стала очевидна после выборов, на которых Юнионистская партия Ольстера (ЮПО) потеряла сразу четыре места по сравнению с предыдущим созывом. В то же время радикальная Демократическая юнионистская партия во главе с Яном Пейсли, выступающая против мирных межобщинных договоренностей 1998 года, увеличила представительство в палате общин сразу на три мандата (с двух до пяти). Католическая партия Шинн фейн, считающаяся политическим крылом ИРА и соответственно также выступающая категорически против соблюдения Белфастских межобщинных договоренностей, также значительно усилила свои позиции, увеличив свое представительство вдвое. Новая расстановка сил означала одно - обострение политической ситуации в Белфасте неизбежно, а соглашения, достигнутые три года назад, придется пересматривать. Правда, сразу после выборов лидер ЮПО Дэвид Тримбл заявил, что, несмотря на провал его партии, он не будет подавать в отставку. Однако буквально на следующий день после своего первого заявления он предъявил католикам ультиматум, напомнив о крайнем сроке сдачи оружия ИРА - 30 июня. В противном случае, заявил Тримбл, он подаст в отставку.
Переговоры по мирному урегулированию, проходившие сразу после выборов и при участии британского премьера Тони Блэра и ирландского премьер-министра Берти Ахерна, шли чрезвычайно сложно и, по сути, завершились провалом. Сторонам так и не удалось договориться по ключевым вопросам: Тримбл подтвердил неуклонность позиции по необходимости соблюдения мирных соглашений и полного разоружения боевиков ИРА, а его основной противник - лидер Шинн фейн Джерри Адамс, в свою очередь, обвинил Тримбла в предательстве и контрпродуктивности, дав понять, что не считает вопрос разоружения главным в повестке дня.
В середине июня произошли крупнейшие за последнее время столкновения, продолжавшиеся несколько дней. Католики и протестанты несколько ночей подряд в разных районах Белфаста забрасывали друг друга бутылками с зажигательной смесью и кислотой, булыжниками, использовалось и огнестрельное оружие. В результате столкновений более шестидесяти полицейских, пытавшихся развести толпы католиков и протестантов, получили ранения.
ИРА твердо заявила, что не пойдет на сдачу оружия, хотя и разрешила двум независимым международным комиссиям провести ревизию складов с боеприпасами и убедиться, что в течение примерно года они не использовались. Лондон, пытаясь хоть как-то стабилизировать обстановку, отправил в Ольстер свой военный контингент из 1600 солдат и офицеров. Кроме того, Тони Блэр буквально за несколько дней до истечения часа "X" прибыл в Ольстер для участия в очередном раунде переговоров. Блэру явно не улыбается перспектива введения прямого правления Лондона в Северной Ирландии, что фактически станет провалом плана по мирному урегулированию.