СЕГОДНЯ президент Франции Жак Ширак закончит свой трехдневный официальный визит в Россию. Вчера, переместившись из салонной обстановки петербургских светских мероприятий в деловую атмосферу Зеленой гостиной Большого Кремлевского дворца, Жак Ширак и Владимир Путин продолжили начатый в Северной столице диалог. Заведенная Владимиром Путиным традиция принимать лидеров иностранных государств в Санкт-Петербурге - с обширной культурной программой, в атмосфере непринужденной светской беседы - позволила и на этот раз в неформальной обстановке "наметить" обсуждение практически всего спектра важнейших политических вопросов. Поход в Эрмитаж, филармонию и ресторан в Питере не помешал лидерам двух государств провести, по словам Владимира Путина, "очень содержательный день". Отзывы французского президента о питерском саммите тоже весьма положительны. По выражению Жака Ширака, ему "очень понравились вчерашние беседы", которые позволили обменяться мнениями по вопросам, представляющим взаимный интерес. По признанию российского президента, они с Шираком в общем-то уже "обо всем поговорили" в Санкт-Петербурге. Однако, что называется, "доводить клиента до кондиции" в узком составе продолжили вчера в Москве.
И не напрасно. Несмотря на отсутствие полной гарантии накануне визита, стороны все-таки подписали совместное заявление по вопросам стратегической стабильности, ставшее, несомненно, главным итогом встречи на высшем уровне. Речь идет о принципиальной для России поддержке Франции в важнейшем вопросе о сохранении Договора по ПРО. Как постоянные члены Совета Безопасности ООН, говорится в документе, Россия и Франция видят "важнейшие задачи в том, чтобы обеспечить комплекс стратегического равновесия в мире в новых условиях, сложившихся после холодной войны. Одна из существенных для России задач, поставленных в Москве перед визитом французского лидера, была достигнута: фактически речь идет о поддержке высказанной Путиным накануне визита необходимости создания нового военно-технического паритета в ответ на угрозу США создать Национальную систему ПРО. "Для более полного учета стратегического контекста и, в частности, формирования многополярности нужно стремиться к тому, чтобы им на смену не пришла менее обязывающая система, которая бы открыла путь новому соперничеству", - подчеркивается в заявлении. При этом Россия и Франция считают, что "при определении условий стратегической стабильности ядерное сдерживание, основанное на принципе достаточности, сохраняет свою актуальность", то есть договор о нераспространении ядерного оружия по-прежнему остается важнейшим инструментом стабильности. Кроме того, Москва и Париж высказались за скорейшее вступление в силу договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.
Похоже, Москва не ошиблась в своей оценке схожести позиций сторон по важнейшим вопросам. Впрочем, именно на "консервативность" лидера ядерной державы Ширака, не раз высказывавшегося против американских планов по созданию НПРО, здесь во многом и делали ставку.
По словам самого Жака Ширака, общие подходы России и Франции к решению важнейших политических проблем обуславливают "солидные партнерские отношения" в экономической и политической областях. Оба соглашения, которые заведомо планировалось подписать в Москве, в общем-то касаются экономического сотрудничества. Это соглашение о воздушном сообщении и соглашение о поощрении предпринимательства.
К детальному обсуждению важнейших двусторонних и международных вопросов стороны, что немаловажно, приступили с сознанием тех "особых", по выражению российского президента, отношений, которые связывают Россию и Францию и которые в настоящий момент находятся на подъеме. Причем, отметил Владимир Путин, речь идет о явном прогрессе как в экономическом, так и в политическом сотрудничестве. Надо отметить еще, что сейчас отношения эти не омрачены, как это было при Ельцине, активной критикой Франции политики России в Чечне. В общем, сказал Путин, в России "очень рады" такому положению вещей, с чем Ширак охотно согласился. На фоне такого вот благодушия и начались вчерашние российско-французские переговоры - как на уровне президентов, так и на уровне глав внешнеполитических ведомств. Игорь Иванов и Юбер Ведрин уточняли вчера детали взаимных позиций по всему спектру важнейших международных проблем: Балканам (и особенно в Македонии), Ближнему Востоку и, в частности, Ираку, предстоящему в конце июля саммиту "восьмерки", нагорно-карабахскому урегулированию. В последнем сотрудничество сторон наиболее тесно - Россия и Франция являются сопредседателями Минской группы ОБСЕ по разрешению армяно-азербайджанского спора о Нагорном Карабахе.
Однако, как сообщили корреспонденту "НГ" накануне визита неофициальные источники в российском МИДе, принципиальные расхождения сторон в подходе к решению некоторых международных проблем неминуемо должны были привести к "острому диалогу". Расхождения эти касаются в первую очередь иракской и македонской ситуаций. Причем первая, очевидно, была вынесена на первый план. Как известно, выступавшие до недавних пор единомышленниками в вопросе пакетного снятия санкций с Ирака Россия и Франция перестали быть таковыми после того, как Франция стала склоняться к англо-американской идее так называемых умных санкций. И именно сегодня в СБ ООН пройдет голосование по этому вопросу.
Учитывая столь непростую ситуацию, в Москве поставили целью склонить Париж к российской концепции, которая содержит четкие критерии приостановки и последующей отмены санкций в увязке с развертыванием в Ираке системы долгосрочного разоруженческого мониторинга на основе осуществления соответствующих резолюций СБ.
Подписание предложенного Россией заявления о стратегической стабильности, по сути, является очень важным достижением для российско-французских отношений. Однако остается ряд расхождений, связанных с серьезными обязательствами Франции и ее активным участием в осуществлении ряда международных программ, в частности НАТО и ЕС в Македонии. Впрочем, что касается ЕС, то и здесь Россия возлагает на Францию - как на сильного партнера - определенные надежды. Ведь, как выяснилось, Ширак и Путин сошлись еще и в стремлении создать единую Европу вместе с Россией. Пока это вопрос далекого будущего. Однако уже сейчас, учитывая вес Франции в ЕС, можно рассчитывать на развитие отношений России с крупнейшей европейской организацией. Способствовать чему и попросил Владимир Путин Жака Ширака.