ПРИНИМАТЬ Жака Ширака в Москве, куда президент Франции пребывает завтра с трехдневным визитом, будут на фоне очевидного взаимопонимания двух стран по многим, в том числе весьма существенным вопросам, однако партнерство между нашими странами, в том числе в этих существенных вопросах, вряд ли можно назвать очень устойчивым.
В Москве отмечают активизацию политического диалога и экономического партнерства, с пониманием относясь к ряду нелицеприятных моментов, имевших дело в прошлом: что было, то прошло. К тому же, уверены здесь, большинство из этих эпизодов (в том числе "чеченский") были не чем иным, как попытками "левацких кругов" скомпрометировать Жака Ширака - одного из кандидатов на предстоящих через год президентских выборах. А что касается недавнего скандала в Ле Бурже, то, как заявили корреспонденту "НГ" в МИД РФ, проблемы со швейцарской фирмой "Нога" никакого отношения к российско-французским отношениям не имеют. И хотя эпизод этот был явно призван скандализировать отношения двух стран накануне президентского визита, никакого влияния на ход переговоров он не окажет. Вообще, в ситуации с фирмой "Нога" крайне интересным оказывается тот факт, что, пользуясь решением Стокгольмского арбитражного суда, компания имеет право предъявлять частный иск в любой стране, в том числе в России. Однако пока это было сделано в США, Люксембурге и два раза во Франции. Причем Париж выступил по отношению к Москве достаточно лояльно, считают в российской столице.
И в Москве, и в Париже отмечают, что российско-французские отношения, особенно после официального визита Владимира Путина во Францию в октябре прошлого года, находятся на подъеме. Значительно активизировался политический диалог между нашими странами, о чем говорят участившиеся контакты на министерском уровне. Как отмечают в российском МИДе, в декабре прошлого года состоялся межправительственный семинар, в котором впервые приняли участие не только главы правительств наших стран, но и ключевые министры экономического блока. До этого подобные "близкие" контакты, отмечают в МИДе, были налажены Парижем лишь с "ближайшими партнерами".
Путину есть о чем поговорить с Шираком. И в Москве не скрывают, что возлагают на этот визит немало надежд. В том числе, как стало известно "НГ" из источников в МИД РФ, есть вероятность, что Франция согласится, вслед за Испанией, на конвертацию части российского долга Парижскому клубу в инвестиции. Пока французская сторона скорее следовала примеру Германии, которая к подобной инициативе относится весьма негативно. Надеются склонить французов к российской позиции по Ираку. А учитывая схожесть позиций по вопросам стратегической стабильности, в Москве надеются на подписание по итогам предстоящих российско-французских переговоров совместного заявления по вопросам стратегической стабильности. Здесь уверены: Франция не меньше, чем Россия заинтересована в сохранении нынешней модели стратегической стабильности, основанной на Договоре по ПРО от 1972 года. На близости национальных интересов в вопросах стратегической стабильности и хотят в Москве построить надежное партнерство с Парижем, где "прекрасно понимают" угрозу ядерному статусу Франции в случае реализации планов США по развертыванию национальной ПРО. Франции невыгодно терять "важнейший козырь в международных отношениях", которым, считают в МИД РФ, является ядерный потенциал этой страны. До сих пор Париж действительно не раз доказывал свою приверженность сохранению Договора по ПРО. Напомним, что Жак Ширак лично настаивал на том, чтобы на Генассамблее ООН Франция (единственная из лагеря стран НАТО) проголосовала вместе с Россией за резолюцию в пользу сохранения Договора по ПРО. Кстати, судя по всему, немалое значение на переговорах в Москве и Санкт-Петербурге, куда уже по сложившейся традиции Владимир Путин повезет Жака Ширака, будет уделено личному, неофициальному контакту двух лидеров. К тому же в Москве хорошо помнят о том, что Жак Ширак, еще будучи мэром Парижа, выступал за тесное сотрудничество с Москвой и даже за полноценную интеграцию России в Европейское сообщество.
В других вопросах, в частности региональной политики, наблюдается куда больше расхождений. И здесь, не скрывают в Москве, диалог будет скорее всего очень острым. Речь в первую очередь о подходе к проблемам Македонии и Ирака. Более детальное обсуждение этих и других вопросов международной политики будет предоставлено главам внешнеполитических ведомств двух стран Юберу Ведрину и Игорю Иванову. Как сообщили корреспонденту "НГ" в МИД РФ, несмотря на "общую озабоченность", "подходы к решению этих проблем не совпадают". Еще недавно Франция, как и Россия, выступала за комплексное снятие санкций с Ирака, однако сейчас склоняется к принятию англо-американской идеи "умных санкций", за которую может проголосовать в СБ ООН уже 3 июля.
В отношении одной из наиболее острых международных проблем - македонского кризиса - стороны пока не нашли общего подхода. Как известно, Москва не принимает политику НАТО и ЕС в отношении урегулирования кризиса в этой балканской стране, настаивая на более жесткой позиции по отношению к албанскому терроризму. Как, в частности, отмечают в МИД РФ, близорукость Европы перед лицом албанского терроризма напоминает Мюнхенский сговор и чревата очень серьезными последствиями не только для Балкан - мягкого подбрюшья Европы, но и для всего континента.
Что касается других международных проблем, то помимо Ближнего Востока и Балкан Ширак и Путин, а также Иванов и Ведрин обсудят дальнейшие шаги по нагорно-карабахскому урегулированию, в котором Россия и Франция выступают коспонсорами, являясь сопредседателями Минской группы ОБСЕ, а также предстоящий в конце июля саммит "восьмерки" в Генуе. Не останется в стороне и весь комплекс европейских проблем, а также будет затронута ситуация на Корейском полуострове.
Пожалуй, наиболее позитивная ситуация в экономической и научной сферах сотрудничества. Занимая 8-е место среди иностранных инвесторов, Франция выказывает немалую заинтересованность в увеличении своего присутствия на российском рынке. В 2000 году товарооборот между нашими странами увеличился на 25%, превысив 3 млрд. долларов. Наибольший интерес французы проявляют к совместным проектам в области природных ресурсов, энергетики, авиации и космоса, телекоммуникаций, а также жилищно-коммунального хозяйства. Кстати, Франция собирается принять участие в российской жилищно-коммунальной реформе и, в частности, в модернизации системы водоснабжения в российских регионах. Особый интерес у французов к сотрудничеству в топливно-энергетическом секторе, в частности, к строительству нефтепровода из России в Европу, в котором они также собираются принять участие. Оба соглашения, которые планируется подписать в ходе визита, касаются экономического сотрудничества - новое соглашение о воздушном сообщении и соглашение о поощрении предпринимательства.
Отдельно на встрече в Москве будет поднят вопрос о судьбе российской гражданки Натальи Захаровой и ее шестилетней дочери, в отношении которых французское правосудие ведет себя неоправданно жестоко. Как известно, дочь Натальи Захаровой - российской актрисы, проживающей во Франции, решением суда была отнята у матери и передана в приют, где ей разрешают видеться с матерью лишь под присмотром третьих лиц, запрещают говорить по-русски, сорвали с девочки православный крест. Все усилия российской стороны вывести эту проблему на высший уровень пока заканчивались неудачей. Во время своего визита в Париж в октябре прошлого года Владимир Путин указал Жаку Шираку на крайнюю предвзятость французского правосудия в отношении российской гражданки, а главное - на русофобскую направленность решений судьи по детским делам города Нантер Силвии Ольт-Десез. Однако Ширак крайне резко прокомментировал попытку России вмешаться в работу французского правосудия и отказался от участия в этом деле. Как отметили в российском МИДе, российская сторона и впредь будет настаивать на справедливом решении в отношении Натальи Захаровой. Однако неясно, будет ли этот вопрос вынесен на повестку дня переговоров Путина и Ширака. Не хотелось бы, чтобы подобное отношение к российским гражданам во Франции стало своего рода показателем климата российско-французских отношений. Ведь дело Натальи Захаровой создает крайне неблагоприятное впечатление не только о французском правосудии, но и вообще о Франции, которая так любит указывать другим на нарушения прав человека.