В ОСНОВНОМ гладкое течение румыно-венгерских отношений в последние годы никак не предвещало скандала, разразившегося в эти дни. Он возник на почве особой и давней заботы Будапешта об этнических венграх, живущих за пределами страны. Брожение умов и всплески политических эмоций в Бухаресте вызвали принятие венгерским парламентом закона о статусе венгров, проживающих в соседних странах.
Принятый почти единогласно этот законодательный акт имеет в виду предоставление этническим венграм, живущим на территории Хорватии, Словении, Югославии, Румынии, Словакии и Украины, особого статуса, дающего им право на ряд льгот во время пребывания в Венгрии: право на работу три месяца в году, равные права с венгерскими гражданами в области культуры, бесплатные медицинские услуги, льготные транспортные тарифы (а для детей до семи лет и пожилых людей, которым за 65, бесплатный проезд), вузовские и послевузовские стипендии, а в отдельных случаях - и предоставление медицинской помощи и пенсий для работающих в Венгрии. Закон должен вступить в силу с 1 января 2002 года. Удостоверения венгра будут выдаваться МВД Венгрии по рекомендации организаций соответствующего национального меньшинства в пограничных странах.
Этот вопрос для румын весьма и весьма щекотливый. Дело в том, что раньше, до 1918 года, Трансильвания, где находятся места компактного проживания венгров - а именно их имеет в виду венгерский правовой акт, входила в состав Австро-Венгрии. Потом, в 1940 году, две трети ее были переданы Венгрии, а после войны и до сегодняшнего дня она является частью Румынии. Сила иредентистских (ревизионистских) настроений в Венгрии, где многие оспаривают Трианонский договор 1920 года, закрепивший принадлежность Трансильвании к Румынии, заставляет румын всякий раз вздрагивать, когда им наступают на любимую мозоль.
Первым отреагировал премьер-министр Адриан Нэстасе. Он охарактеризовал новый венгерский закон как "анахроничный, дискриминационный и неевропейский" и противоречащий политическому румыно-венгерскому Договору от 1996 года, к тому же имеющий и все признаки экстратерриториальности. Он пообещал, что сделает все, чтобы румынские венгры никогда не попали под действие этого закона - во всяком случае, до окончания переговоров Венгрии о ее интеграции в ЕС. Он отметил, между прочим, что "Румыния не колония, откуда бы Венгрия ввозила себе рабочую силу". В качестве ответных действий премьер "обещал" приостановку либо аннулирование отдельных двусторонних соглашений. Нэстасе направил письмо в обе палаты своего парламента с просьбой дать заключение относительно совместимости этого закона с румынским законодательством. Премьер не на шутку обиделся, что венгры не учли замечаний и возражений румынской стороны, высказанных в ходе недавних двусторонних переговоров на эту тему.
А президент страны Ион Илиеску, в свою очередь, усмотрел в венгерском законе "форменный ревизионизм" и не исключил в создавшейся ситуации возможности приостановки действия самого двустороннего политического Договора, подписанного в свое время с таким трудом, и даже его расторжения.
Редкая политическая партия в Румынии не высказала своего неодобрения и протеста по поводу злополучного закона. Партия Великая Румыния, верная себе, предложила радикальное решение для блокирования закона: тех, кто получит от Венгрии удостоверения со статусом венгра, считать иностранцами со всеми вытекающими отсюда правовыми и имущественными последствиями (запрет на покупку земельных участков и т.д.).
Румынская дипломатия уже развернула наступление по всему фронту, пытаясь привлечь на свою сторону европейское общественное мнение и в первую очередь Совет Европы и ЕС. Так, на Парламентской ассамблее Совета Европы румынская делегация внесла проект резолюции, которая не рекомендует приведение венгерского закона в действие. Резолюция будет рассмотрена в пятницу. Председатель ПАСЕ лорд Рассел-Джонсон уже выразил сомнение в целесообразности закона о статусе венгров. Председатель Демократической партии и мэр Бухареста Траян Бэсеску предложил заручиться поддержкой форума в Лиссабоне, где встречаются лидеры всех партий, входящих в Социнтерн.
Возражения по поводу вышеназванного акта высказываются и в Словакии. Австрия же еще до голосования в венгерском парламенте по этому закону приняла необходимые меры, чтобы на нее как члена ЕС действие этого правового акта не распространялось.
Не очень благоприятные для Венгрии комментарии появились и в западной прессе. В новом законе усматривают "дух реванша", называют его опасным для межэтнических отношений в регионе. В свою очередь, у венгров есть свои доводы в пользу закона. Министр иностранных дел Венгрии Янош Мартони заявил, что он "нацелен на продвижение равенства шансов для всех меньшинств, что укрепляет стабильность в регионе" и что в процессе построения Европы ХХI века "всемогущее государство не является единственным актером". По его словам, Венгрия "стремится к объединению венгерской нации в рамках единой Европы". Наверное, у венгерского министра есть еще один аргумент, и он лежит в области внешней политики Румынии.
Примечательно, что в поднявшемся в Румынии шуме вокруг венгерского закона о статусе венгров, живущих в соседних странах, полностью умалчивается о том, что Румыния сама предпринимает аналогичные действия. Вот уже несколько лет она предоставляет не только льготы, но и двойное гражданство гражданам Республики Молдова, совершенно игнорируя тот факт, что Конституция Молдовы не разрешает двойного гражданства. Между тем, по неофициальным данным, румынское гражданство уже получили более 300 тысяч жителей Молдавии. Эти действия румынских властей вызывали неоднократные возражения официального Кишинева и способствовали охлаждению румыно-молдавских отношений.
Бухарест