ЕСТЬ ЧТО-ТО глубоко ошибочное в оценке подхода к албанскому терроризму в Македонии, что делает этот подход несоответствующим, непоследовательным и противоречивым. При понимании основного принципа, который заключается в поддержке суверенитета и целостности Республики Македония, из чего логично напрашивается осуждение терроризма, в дальнейших оценках позиция македонского руководства явно искажается. Так, якобы применению силы отдается преимущество перед политическим решением.
Между тем, утвердившись на "освобожденных территориях", террористы провозглашают перемирие, настаивают на переговорах; настаивает и ЕС, предписывая македонскому премьеру отчитаться о результатах переговоров. И все это при изначальной позиции, что с террористами разговоры вестись не должны.
Если диалог с террористами невозможен (что сегодня является определяющим мировым принципом), это подразумевает, что терроризм нелигитимен и как стратегия, и как тактика. Это значит, что как международное сообщество (ЕС и НАТО), так и македонское государство должны бороться с ним непосредственно, каждый в рамках своих полномочий, обязанностей и ответственности.
Между тем происходит подмена тезиса, и источником проблемы представляется государство. Этим автоматически узаконивается понятие терроризма. Его осуждение остается декларативным, то есть осуждается метод, но оправдывается стратегия.
Таким подходом сводится на нет весь демократический процесс в Македонии с момента провозглашения ее независимости. Позицию Македонии неправомерно гомогенизируют с позицией режима Милошевича как единую антиалбанскую позицию.
Но македонское руководство отнюдь не исключает политический диалог, существующий на протяжении многих лет. Именно на его основе и сформирована Конституция Македонии, по которой участие всех граждан, включая этнических албанцев, гарантировано во всех государственных и гражданских институтах страны - объединениях, политических партиях, парламенте и правительстве. И все это при полной поддержке со стороны соответствующих европейских институтов.
Но, несмотря на авторитет последних, приходят командиры ОАК или АНО, как, например, Бадентер, и в одночасье пускают на ветер всю демократическую практику, фактически провоцируют институциональный путч, ставя судьбу государства, нации, древней европейской культуры в зависимость от переговоров лидеров четырех политических партий, которые срочно должны договориться о политических реформах по желанию террористов.
Мандат, данный народом на управление страной, таким образом, заменен мандатом террористов. Все десятилетнее стремление государственного руководства воспрепятствовать терроризму спровоцировать межэтнический, межрелигиозный конфликт обернулось именно в такой конфликт - тем, что было допущено, чтобы террористов представляли лидеры македонских партий этнических албанцев, независимо от Призренской декларации (соглашение, которое лидеры двух основных албанских политических партий подписали с командирами АНО. - Ред.), подписанной, в частности, Джафери и Имери. Эти господа приняли на себя роль эмиссаров албанского терроризма в Македонии, они идентифицируют позицию албанского населения страны с позицией террористов. И с позиций терроризма они хотят добиться институциональных перемен в государстве, что явится отрицанием десятилетнего опыта во всем регионе.
Диалог под прицелом террористов фактически превращается в открытый межэтнический фронт. Терроризм добивается триумфа, а государство терпит поражение. При такой "перспективе" нет необходимости ни в Конституции Республики Македония, ни в международном праве.
Такая, в сущности, насильственная подмена вызвала бы чувство общего оскорбления всего населения, кроме представителей албанского этноса. Распространилось бы широкое беспокойство и протест, зародилась бы ненависть к албанству как таковому и недоверие к ЕС и НАТО, поднялся бы мятеж в виде гражданской и региональной войны.
Поэтому альтернативой этому несоответствующему диалогу между несоответствующими партнерами является продолжение диалога в рамках международного права, в рамках Резолюции 1244. А ЕС и НАТО должны убедить командиров ОАК и АНО воздержаться от страсти к этнической чистке в Косово и за его пределами. Но ни у кого нет права вместо субъекта терроризма подвергать критике его объект, что, конечно, технически легче. И навязывать новый мировой порядок.