НА ЗАСЕДАНИИ российско-индийской межправительственной комиссии по ВТС, состоявшемся в этом месяце, сторонам удалось выработать план дальнейшего сотрудничества на период до 2010 года, оформленный в виде протокола. Анализ показывает, что Москва и Дели меняют стратегию и переходят от торговли оружием к масштабной кооперации в создании и производстве военной техники. Нынешний уровень сотрудничества, в рамках которого объем выполняемых оружейных контрактов уже составил 10 млрд. долл., больше не устраивает ни ту, ни другую стороны.
"Первой ласточкой" расширения сотрудничества стала совместная работа над истребителем Су-30МКИ, который оснащен целым рядом систем индийского производства. Первые 10 самолетов этого типа уже находятся в сборочных цехах Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО) и в течение года должны быть поставлены индийской стороне. Еще более тесную координацию предусматривает контракт о производстве таких самолетов по лицензии на предприятиях компании Hindustan Aeronautic Ltd (HAL) с помощью ИАПО.
Именно в сфере авиации Россия и Индия намечают наиболее масштабные перспективные проекты. По словам вице-премьера Ильи Клебанова, речь идет о разработке многоцелевого военно-транспортного самолета на базе Авиационного комплекса имени Ильюшина и о создании "боевых самолетов пятого поколения".
Работа над последним проектом - дело далекого будущего, поскольку Россия сама еще не определилась, кто и за какие средства будет строить перспективный истребитель. Кстати, и здесь не обошлось без проблем, связанных с непростыми взаимоотношениями в треугольнике Москва-Дели-Пекин. По информации из осведомленных источников, после неоднократных заявлений одного из директоров российского авиапрома о возможности трехсторонней кооперации в работе над самолетом пятого поколения, индийцы по дипломатическим каналам дали понять, что сотрудничать с Китаем в столь важном проекте они не намерены.
На заседании межправительственной комиссии по ВТС было решено, что Индия представит свои требования к боевому самолету пятого поколения. По словам Ильи Клебанова, стороны заключат контракт на его разработку и производство.
Гораздо большего прогресса удалось достигнуть при обсуждении проекта создания многоцелевого военно-транспортного самолета. Именно об этом проекте министр обороны и иностранных дел Джасвант Сингх говорил как о наиболее приоритетном.
Стороны заключили соглашение о разработке детального плана и технико-экономического обоснования программы создания Ил-214. Российские и индийские предприятия намерены инвестировать в проект 300 млн. долл. Участниками проекта с российской стороны станут АК им. Ильюшина (конструкторское бюро) и ИАПО (серийный завод). С индийской - корпорация HAL. Стоимость серийной машины, по предварительным оценкам, составит 20-25 млн. долл.
Что касается других сфер ВТС, то Россия также собирается подготовить проект комплексной системы ПВО Индии. Ее составной частью должны стать как существующие у Дели средства, так и вновь закупаемые и проектируемые.
Важнейшее место в перспективных программах ВТС занимает морская тематика. К сентябрю-октябрю 2001 года планируется выйти на подписание соглашения о продаже Индии авианесущего крейсера "Адмирал Горшков". Эта сделка будет включать в себя несколько десятков контрактов, связанных с палубной авиацией (до 60 многофункциональных истребителей МиГ-29К), береговой инфраструктурой и вооружением корабля. Его оборудование и вооружение будут совершенно новыми, созданными с участием индийских предприятий.
Велика вероятность того, что Дели попросит Москву оказать помощь в создании атомного подводного флота.
Отметим, что прогресс в сотрудничестве Москвы и Дели важен не только сам по себе. Ряд государств региона, например, Шри-Ланка, Малайзия и другие, формируют свою военную и военно-техническую политику с учетом курса Индии, которая в таком контексте становится мостом для продвижения российской военной техники в Азию.