Президент Австрии Томас Клестиль ( в центре) станет посредником между российскими и австрийскими политиками. На фото также федеральный канцлер Австрии Вольфганг Шюссель (слева) и глава земельного правительства Каринтии Йорг Хайдер.
Сегодня начинается официальный визит президента Австрийской Республики Томаса Клестиля в Россию. В его трехдневном маршруте - Москва и Санкт-Петербург. В политическом плане программа еще насыщеннее. Сегодня же высокий гость встретится с главой российского правительства Михаилом Касьяновым, председателями обеих палат Федерального собрания Егором Строевым и Геннадием Селезневым. Естественно, что наиболее важным событием визита станет намечаемая на завтра беседа в Кремле с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.
Главы двух государств знакомы друг с другом со времени февральского посещения Путиным Австрии. Руководители палат нашего парламента тоже побывали не так давно в столице на Дунае. Таким образом, первый официальный визит президента Австрии в РФ является важным этапом в продолжении двустороннего политического диалога.
Обе стороны всегда придавали приоритетное значение деловому сотрудничеству. В этой сфере удалось преодолеть спад, ставший последствием кризиса 1998 года. Объем взаимной торговли возрос в прошлом году по сравнению с предшествовавшим на 400 миллионов долларов, а ее общая сумма достигла 1,6 миллиарда. Зреют взаимовыгодные инвестиционные проекты в сферах высоких технологий, причем с обеих сторон и в обеих странах. Речь идет, в частности, об организации в Австрии совместного производства грузопассажирского самолета МиГ 110-А. Реальные возможности взаимополезного партнерства имеются в энергетике, машиностроении, медицинской, микробиологической и других отраслях.
Стоит отметить, что в Вене без долгих (в отличие от Германии) проволочек приняли решение о выплатах компенсаций в том числе российским гражданам, привлекавшимся к принудительным работам на нацистской каторге на территории "аншлюсованной" Австрии. Теперь дело за тем, чтобы как можно скорее конкретно начать реализацию этого решения, ибо время не терпит, учитывая преклонный возраст бывших узников. В гуманитарной сфере хорошо развивается сотрудничество с Австрией по линии международной акции "Фокус", в задачу которой входит помощь населению СРЮ, пострадавшему от бомбежек НАТО. В 1999 году наши страны взаимодействовали и в международной операции по оказанию помощи жертвам землетрясения в Турции.
Как известно, в Вене располагается штаб-квартира ОБСЕ. Сотрудничество в рамках этой важнейшей организации, способной стать прообразом будущей архитектуры европейской безопасности, естественно, широко присутствует в отношениях между Россией и Австрией. Разумеется, их международный аспект не ограничивается этим, охватывая и деятельность ООН, и миротворческие усилия, и участие в урегулировании конфликтных ситуаций, и многие другие поля жизни международного сообщества. Австрия поддерживает желаемое Россией присоединение к ВТО. У нее есть зримые возможности содействия диалогу Россия- Евросоюз, членом которого она стала несколько лет тому назад.
В мировой практике не так уж часто складываются такие отношения, как ныне у Москвы и Вены, когда можно говорить о том, что у сторон в принципе нет неразрешимых проблем. Если же возникают открытые вопросы, то, по убеждению политических кругов в российской столице, они вполне поддаются решению в духе добрососедства.
В этой связи российскую сторону беспокоит вопрос, который может при определенных обстоятельствах негативно отразиться на атмосфере доверия, утвердившейся между нашими странами и народами, а также ситуации в Европе. Имеется в виду нескрываемое намерение участвующих в правящей коалиции политических сил Австрии положить конец статусу ее постоянного нейтралитета, со столь же очевидной целью вовлечь ее затем в Североатлантический союз. Заинтересованность лидеров этого военного блока в таком варианте на поверхности: нейтральная Австрия "разрывает" коммуникации альянса в направлении Италии и особенно взрывоопасных Балкан. А вот пронатовские усилия влиятельных кругов альпийской республики не поддаются объяснению, ибо нейтралитет объективно стал таким национальным достоянием, которое позволило восстановить независимую демократическую Австрию, обеспечить ей авторитет и играть уважаемую, в том числе посредническую, роль в Европе, наконец, построить добрососедские отношения с Москвой.
России, будь это двустороннее партнерство или интересы стабильности и безопасности в Европе, которым не может не претить расширение военного блока НАТО в любых направлениях, далеко не безразлична судьба австрийского нейтралитета. Конечно, выбор за австрийским народом, и российская сторона уже заявляла, что уважает его суверенное право. Но как государство - продолжатель СССР Российская Федерация привержена послевоенным решениям в отношении Австрии, которые включали в себя и международно-правовые обязательства Вены по нейтралитету. Они были четко зафиксированы и обусловлены, в частности, в Московском меморандуме от 15 апреля 1955 года, который открыл дверь к заключению по советской инициативе Государственного договора с Австрией, восстановившего ее независимость и суверенитет. С любой точки зрения - политической, юридической, нравственной - у России есть очевидное право голоса в этом вопросе и было бы логично ожидать при отношениях доверия с Австрией, что в Вене учтут мнение и интересы Москвы.
В остальном у наших двух стран налицо хорошие перспективы дальнейшего всестороннего развития связей и взаимодействия как в двусторонней, так и международной области. Несомненно, что начинающийся официальный визит президента Австрии Томаса Клестиля будет полезен этому процессу уже тем, что, как политический акт, подтверждает традиционно дружественный характер российско-австрийских отношений.