ПОРОЙ кризисы в странах бывают запланированы заранее, и о том, что они обязательно произойдут, известно уже тогда, когда подожжен фитиль взрыва замедленного действия. Такая бомба была заложена в Литве осенью прошлого года самим президентом Валдасом Адамкусом после парламентских выборов. На них консерваторы потерпели сокрушительное поражение, уступив победу новой Социал-демократической партии, созданной из разрозненных сил левой части политического спектра бывшим президентом страны и самым популярным в литовском государстве политиком Альгирдасом Бразаускасом. Социал-демократы получили 52 места в 141-местном сейме, не дотянув до подавляющего большинства, но президент поручил формирование правительства так называемой третьей силе, состоящей из левоцентристской партии социал-либералов бывшего прокурора Артураса Паулаускача ("Новый союз") и правоцентристской либеральной партии бывшего премьера Роландаса Паксаса ("Союз либералов Литвы"), которые совсем не подходили друг другу, но объединились по воле президента, для того чтобы не пустить во власть левых. При этом Паулаускас получил должность спикера парламента, а Паксас вновь стал премьером.
Разность взглядов дала о себе знать уже через полгода. Не договорившись на днях по краеугольным социальным и экономическим вопросам (пенсионная реформа, приватизация энергетических национальных комплексов), партии разругались.
Последней каплей, как всегда, стала энергетика. Из прошлого правительства Паксас ушел в знак протеста против кабального договора с американцами при приватизации Мажейкяйского НПЗ, заключенного, по его мнению, в ущерб России. Теперь яблоком раздора стала приватизация газового хозяйства. Среди претендентов стать его владельцем - российский "Газпром", а на русский дух некоторые политические силы в Литве реагируют как быки на красную тряпку и сразу ищут противовесы на Западе. Это еще одна - экономическая - подоплека нынешнего правительственного кризиса. Либералы при поддержке президента настаивают на том, чтобы стратегическим инвестором стала западная компания, которая в совокупности с долей, остающейся у государства, имела бы не менее 51%. При этом участие "Газпрома" как поставщика газа в этой схеме обязательно, но он заведомо лишается решающего влияния. Социал-либералы с этим категорически не согласны.
На требование Паулаускаса уйти в отставку Паксас ответил отказом и стал проводить консультации о создании правительства меньшинства с мелкими парламентскими группками правого толка, среди которых были и проигравшие в пух и прах прошлые выборы консерваторы. Президент вынужден был прервать свой вояж по США и начал проводить консультации с целью ликвидации правительственного кризиса.
Паулаускас, с одной стороны, мог бы войти в новую коалицию с Бразаускасом, и это был бы сильный левый союз, а также мог бы остаться в коалиции с либералами, если будет заменен нынешний премьер.
На отказ премьера уйти в отставку из коалиционного правительства шесть министров коалиции из 13 подали в отставку, и президент ее принял.
Вчера об отставке премьер-министра страны после заседания правления совета Литовского союза либералов заявил министр хозяйства Литвы Эугениюс Гянтвилас.