ГЕНЕРАЛ армии, бывший начальник Генштаба армии Румынии Мирча Келару был отправлен в запас за участие в церемонии открытия памятника маршалу Антонеску. Церемонию организовала Партия Великая Румыния (ПВР) по случаю 55-летия со дня расстрела профашистского диктатора. ПВР считает Антонеску "национальным героем" и возглавляет появившееся в Румынии в 1990-е годы движение за его реабилитацию.
Сначала обвинение в адрес генерала Келару сформулировал министр национальной обороны Мирча Пашку. По его словам, генерал не имел права участвовать в церемонии, поскольку она носила политический характер, а армейский устав запрещает военнослужащим какую-либо вовлеченность в политическую жизнь. И другой упрек министра: жест генерала Келару может подорвать усилия Румынии по интеграции в НАТО, поскольку представители и США, и различных еврейских общин и организаций уже не раз протестовали против попыток реабилитации маршала Антонеску, виновного в депортации и истреблении евреев Буковины и Бессарабии.
"Неуместным" и "ошибочным" назвал участие генерала Келару в церемонии и премьер-министр Адриан Нэстасе. "По крайней мере для двух стран и наших отношений с ними - я имею в виду США и Израиль - возвращение к дискуссиям о роли и военных заслугах маршала Антонеску является вызывающим жестом".
Внимание наблюдателей привлек тот факт, что румынский лидер в данной ситуации совершенно проигнорировал Россию как правопреемницу СССР, у которой претензии к маршалу Антонеску, наверное, ничуть не меньше, чем, скажем, у США. Это не ускользнуло от внимания Национальной ассоциации антифашистов Румынии, один из руководителей которой позвонил корреспонденту "НГ" и выразил свое недоумение и сожаление по поводу такой бестактности со стороны румынских властей. "Можно подумать,- сказал он, - что Антонеску дошел с немецкими войсками не до Сталинграда, а осаждал стены Вашингтона!"
Как бы то ни было, в создавшейся ситуации генерал Мирча Келару счел целесообразным подать в отставку по собственному желанию и уйти в запас. Отставка была тут же принята министром, и инцидент был исчерпан.
Но примечательна и еще одна фраза, произнесенная по этому случаю премьером Нэстасе: "Не следует забывать, что маршал Антонеску объявлен военным преступником". Дипломат по профессии и политик по призванию, Адриан Нэстасе тонко нюансирует свои высказывания. Он не сказал, что Антонеску является военным преступником, а сказал более дипломатично: объявлен военным преступником. Почему? Потому что он как политик в данном случае пощадил чувства определенной категории румын, которые видят в Антонеску национального героя: дескать, в 1941 году он освободил от советских войск Бессарабию и Северную Буковину┘
Бухарест