НА ПАРЛАМЕНТСКИХ выборах в Болгарии, состоявшихся в минувшее воскресенье, как и ожидалось, с большим отрывом выиграло национальное движение "Симеон II", созданное два месяца назад бывшим царем Симеоном II. Это беспрецедентный случай в истории посткоммунистической Европы, когда монарх приходит к власти в ходе демократических выборов и имеет шанс стать премьер-министром. По предварительным данным, движение набрало 43 процента голосов и опережает на 20 процентов обоих главных конкурентов - правящих либерал-демократов, выступавших как Объединение демократических сил (ОДС), и социалистов, объединенных в коалицию "За Болгарию". "Синие" (так называют одээсовцев), возглавляемые премьером Иваном Костовым, потерпели поражение даже в своих традиционных оплотах - Софии и Пловдиве. Предполагается, что Иван Костов потеряет роль лидера Союза демократических сил. Его обвиняют в том, что он превратил партию "в отряд личных порученцев, а государство - в инструмент для удовлетворения своих интересов". Болгарские социалисты, правившие страной в 1990-1996 годах, объединенные в коалицию "За Болгарию", пока набирают 18 процентов. За ними следует умеренно-либеральное Движение за права и свободы (ДПС), набравшее 7 процентов.
Главный вопрос - получит ли НДС II достаточно голосов, чтобы править самостоятельно, или будет создана коалиция. Тогда с кем: с "синими"? Маловероятно, учитывая несовместимость их программ. К тому же "синие" вели довольно агрессивную кампанию против царя Симеона. На союз с социалистами симеоновцы вряд ли пойдут. Сам Симеон пока не исключает ни возможности единоличного правления НДС II, ни возможности создания коалиции. При распределении мест в Народном собрании (ведь не все участники выборов, за которых отданы голоса, преодолеют 4-процентный барьер) у НДС II может оказаться больше половины мест.
Победа царя Симеона и его движения на выборах кардинально меняет биполярную политическую систему в стране (с одной стороны, ОДС, с другой - социалисты). В рамках своей предвыборной платформы под названием "800 дней" Симеон обещал народу ускорение реформ, смелую финансовую политику, присоединение к ЕС и НАТО, настоящее рыночное мышление в деятельности правительства, воцарение антикоррупционного духа и борьбу с организованной преступностью. Последние два пункта - особенно слабое место у сходящей со сцены коалиции.
Что касается обвинений в намерении восстановить монархию (а такие обвинения звучали даже из уст президента Петра Стоянова), то еще накануне выборов Симеон II заявил: "У меня нет амбиции реставрировать монархию. Моя амбиция - это только чтобы наше государство жило хорошо и демократично. По Конституции Болгария - республика. Такова реальность".
Одну из причин огромного экономического спада и углубления нищеты в стране Симеон видит в нестабильности и войне на Балканах. По его словам, война и прекращение транспортных связей по суше и Дунаю привели к изоляции Болгарии. Он посетовал на то, что помощь, обещанная по линии Пакта стабильности для Балкан, так и не поступила.
В возвращении бывшего царя Симеона II в политическую жизнь страны и победе его движения на выборах в Народное собрание многие болгары видят чудо. Отстраненный от престола и изгнанный из страны в 1946 году, он жил с семьей в Испании, стал преуспевающим бизнесменом. Впервые вернулся на родину в 1996 году и завоевал симпатии соотечественников своим искренним желанием помочь родине. Похоже, болгары считают, что бывший монарх, олицетворяющий в себе преемственность национальной традиции, практический дух, сможет мобилизовать моральную энергию нации.
Бухарест