0
1133
Газета В мире Интернет-версия

20.06.2001 00:00:00

Политика примирения в Южной Азии

Тэги: мушарраф, индия, пакистан, переговоры


"ПРОДОЛЖЕНИЕ Лахорского процесса" - так индийские оптимисты называют предстоящий в начале июля визит в Индию главного военного администратора Пакистана генерала Первеза Мушаррафа. Генерал принял приглашение премьер-министра Индии Атала Бихари Ваджпайи посетить Дели, чтобы обсудить важнейшие проблемы двусторонних отношений и попытаться найти пути к их урегулированию.

В начале 1999 года индийский лидер совершил историческую автобусную поездку в Пакистан и встретился с тогдашним премьером Навазом Шарифом. Лахорская встреча оказалась непротокольной, и в ее ходе появились признаки реалистичной оценки сложившейся ситуации руководителями двух стран. Это позволило подписать Лахорскую декларацию, в которой подчеркивается необходимость нормализации индийско-пакистанских отношений и намечались пути достижения данной цели (см. "НГ" от 24.02.99).

Однако последовавшие затем события - индийско-пакистанский вооруженный инцидент в районе Каргила летом того же года, отставка и заключение в тюрьму Наваза Шарифа, приход к власти военных, ухудшение внутриполитической ситуации в Пакистане, обострение его экономических проблем приостановили Лахорский процесс.

В тревожных ожиданиях прошел весь 2000-й и начало 2001 года. Пакистан оказался в политическом и экономическом тупике. Индия заняла выжидательную позицию, но в то же время давала понять, что готова к диалогу. И вот в мае-июне текущего года ситуация, похоже, начала меняться. Во всяком случае, генерал Мушарраф согласился приехать в Дели и встретиться с индийским руководством.

Судя по всему, визит в Дели, подобно Лахорской встрече, будет также проходить в неформальной обстановке. Ожидается, что помимо индийского премьера генерал встретится с министром иностранных дел и обороны Джасвант Сингхом, министром внутренних дел Лавлом Кришной Адвани, своим военным коллегой, председателем начальников штабов индийской армии генералом Падманабаном. Общая продолжительность визита уже определена - чуть более двух дней. Подчеркивается важность направления усилий на собственно переговоры, не отвлекаясь на посторонние вещи, такие, например, как возможность посещения генералом Мушаррафом своей родины в Пахаргандже (он родился в городе, который сейчас находится на территории Индии).

Накануне визита генерал Мушарраф провел интенсивные консультации с группой религиозных и политических деятелей, чтобы его потом не обвинили в игнорировании мнения пакистанской общественности на переговорах с Индией. Следует отметить, что консультации эти и вообще вся подготовка к визиту проходят на фоне резко негативного отношения к любым переговорам с Индией со стороны ряда влиятельных пакистанских лидеров и политических партий. К ним относятся бывший премьер Беназир Бхутто и ее Пакистанская народная партия, а также партия другого бывшего премьера Наваза Шарифа - Пакистанская мусульманская лига, не говоря об экстремистских организациях и объединениях воинствующих исламских фундаменталистов. Экстремистская организация "Лашкар-и-тайиба" уже заявила, что не прекратит военные действия в Кашмире, "несмотря ни на какие запреты и переговоры". Между прочим, стало известно, что Индия якобы пригласила приехать в Дели и Беназир Бхутто, которая, как сообщают, ответила согласием, "но только после Мушаррафа". Если это случится, то это будет выглядеть как вызов генералу.

Многие пакистанские СМИ отмечают, что грядущие индийско-пакистанские переговоры, безусловно, улучшат политический облик генерала Мушаррафа. Кроме того, считается, будто военная элита едина во мнении, что не следует лишать себя возможности вести переговоры с Индией по урегулированию кашмирской проблемы. С другой стороны, как считают в Пакистане, время для переговоров "коварная Индия" выбрала весьма удачно: с таянием снегов в горах в мае, июне и июле обычно заметно возрастает активность моджахедов. Индия сделала свое предложение в мае. Июнь уйдет на подготовку. Встреча состоится в июле. Таким образом, Индия сделает все, чтобы направить ход переговоров как раз против моджахедов, отталкиваясь от факта их активности.

Сам Мушарраф видит основную цель поездки в решении кашмирской проблемы. Кашмир, подчеркивает генерал, - главная причина напряженности в регионе, и Пакистан будет продолжать поддерживать дело "угнетенных кашмирцев". Тем более что большинство религиозных и политических лидеров Пакистана дали указание генералу Мушаррафу твердо отстаивать нынешнюю позицию Пакистана по Кашмиру.

Если исходить из приведенных заявлений, то можно определить главное содержание предстоящих переговоров: Индия будет настаивать на прекращении всех военных действий со стороны исламских экстремистов (моджахедов) в Кашмире, а Пакистан - на том, что их дело справедливое. В итоге не исключается, что "Делийский процесс" не станет логичным продолжением "Лахорского".

Между тем споры вокруг Кашмира не утихают уже более 50 лет, принимая порой очень острые формы. Однако был период в начале 70-х годов, когда казалось, что спор близок к разрешению. Тогда на переговорах премьеров Индии и Пакистана Индиры Ганди и Зульфикара Али Бхутто было достигнуто историческое Симлское соглашение, тогда два лидера пришли и к единому мнению о том, что так называемая Линия контроля в Джамму и Кашмире, отделяющая собственно индийские территории от оккупированной Пакистаном части, должна стать государственной границей.

Комментируя содержание тех переговоров и Симлского соглашения, Дхар, известный дипломат и во многом архитектор внешней политики правительства Индиры Ганди, отмечал, что в Симле Бхутто проявил лучшие качества настоящего государственного деятеля, когда согласился с Индирой Ганди, что непременным условием экономического и социального прогресса обеих стран должно стать достижение прочного мира и стабильности в двусторонних отношениях. Чтобы это произошло, стороны должны "зарыть топор войны" и искать конкретные пути решения кашмирской проблемы. А самым продуктивным шагом в данном направлении стало бы юридически закрепленное превращение Линии контроля в полноценную государственную границу, и тогда, по словам Бхутто, она превратится в линию мира.

Однако, отмечала в этой связи газета "Хинду", шансы на то, что нечто подобное произойдет и в индийско-пакистанских отношениях, весьма призрачны, по крайней мере в самом ближайшем будущем. Учитывая нынешнюю интенсивность соперничества с Индией, Пакистан расценивает все индийские предложения об экономическом сотрудничестве как маскировку Индией своих гегемонистских амбиций.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Суверенитет не предполагает тотального импортозамещения

Анастасия Башкатова

Денис Мантуров провел диалог с общественностью по поводу технологического лидерства

0
1613
Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Региональные власти начали соревнование за повышение рождаемости

Ольга Соловьева

0
1531
Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Леса восстановили после вырубок, но это не точно

Михаил Сергеев

Актуальная информация у чиновников есть только о 17% зеленого богатства страны

0
1297
Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Фетву о многоженстве отозвали с оговорками

Милена Фаустова

В Госдуме предложили считать полигамию пропагандой нетрадиционных семейных отношений

0
1476

Другие новости